Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
2024 год
Алещенко, И. Н. Игры на развитие сенсорного опыта детей с ОВЗ : из опыта работы / И. Н. Алещенко // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 52–69. – Текст : непосредственный.
Описаны авторские дидактические игры, направленные на развитие чувственного (сенсорного) опыта детей с ОВЗ. Данные игры развивают представление предмета по ощущениям.
Андреева, Л. А. Инновационный подход с применением методов проектной работы и ТРИЗ-технологии/ Л. А. Андреева // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 11–18. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена методу проектов как инновационной форме работы в дошкольных организациях. Автором рассматриваются ТРИЗ-технологии и метод «морфологического анализа» на примере проекта «Сказочные герои глазами детей».
Антонова, Е. В. Инверсивный тренинг как новый подход к комплексному развитию младших дошкольников с ОВЗ / Е. В. Антонова // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 22–26. – Текст : непосредственный.
В статье раскрывается инновационный подход, направленный на комплексное развитие высших психических функций младших дошкольников с ОВЗ посредством ознакомления их со сказками.
Бабанина, А. А. В гостях у бабушек и дедушек : воспитательное мероприятие для детей 6–7 лет с ОВЗ/ А. А. Бабанина, В. П. Балашова, Ж. Г. Болдырева // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 92–100. – Текст : непосредственный.
В статье представлено содержание воспитательного мероприятия, посвящённого бабушкам и дедушкам, предполагающее формирование у детей с ОВЗ нравственно-эстетических ценностей и воспитание уважения к старшим посредством игровой деятельности.
Балакина, А. С. Забавные истории : авторские речевые упражнения для детей с ОВЗ / А. С. Балакина // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 75–78. – Текст : непосредственный.
Приведены авторские речевые упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы с детьми с алалией и дизартрией подтверждает актуальность использования данных упражнений для активизации речевой деятельности дошкольников.
Баландина, Н. В. «Мобильное электронное образование» при организации работы по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ / Н. В. Баландина // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 23–29. – Текст : непосредственный.
В статье представлена ранняя профессиональная ориентация дошкольников с ОВЗ с использованием цифровой образовательной среды «МЭО». Дано модульное описание программы по ознакомлению с профессиями в зависимости от возраста детей.
Беляева, Л. А. Социальные игры по сюжетам русских народных сказок. Для детей различных нозологических групп и их родителей / Л. А. Беляева, А. С. Пенькова // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 27–34. – Текст : непосредственный.
В статье представлены социальные игры, направленные на решение психологических проблем школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Богданова, А. С. Ежедневник для маленьких побед. Тайм-менеджмент в системе развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Богданова, Л. А. Голишева // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 47–53. – Текст : непосредственный.
Представлена технология управления временем на основе ежедневника ребёнка, раскрываются основы тайм-менеджмента, даны рекомендации для работы с детьми ОВЗ.
Богданова, О. М. Автоматизация и дифференциация свистящих звуков с помощью развивающих игр. Для детей младшего школьного возраста с ОВЗ / О. М. Богданова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 88–91. – Текст : непосредственный.
В статье говорится о роли развивающих игр на автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ.
Брушко, И. А. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка / И. А. Брушко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 48–53. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается эффективность индивидуальной и дифференцированной работы на разных этапах урока русского языка для детей с ОВЗ. Статья адресована учителям-предметникам, занимающимся с детьми с ОВЗ.
Выродова, И. А. Работа педагога-музыканта системы ранней помощи с родителями / И. А. Выродова // Дефектология. – 2024. – № 3. – С. 50–60. – Текст : непосредственный.
В статье сформулированы задачи педагога-музыканта системы ранней помощи в работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ младенческого и раннего возраста. Обозначены условия, необходимые для оказания эффективной коррекционно-развивающей помощи. Раскрыты методы взаимодействия с родителями. Показана роль близких взрослых в развитии и воспитании ребёнка первых лет жизни с ОВЗ средствами музыки.
Газетдинова, П. Б. Навстречу приключениям : речевое мероприятие для детей с ОВЗ / П. Б. Газетдинова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 102–106. – Текст : непосредственный.
Представлен сценарный ход речевого мероприятия для детей с ОВЗ на автоматизацию звука [р], дано описание речевых заданий на закрепление звукопроизношения.
Гусева, А. П. Применение интерактивной игровой обучающей системы «Фишки» VotumPay в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / А. П. Гусева // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 42–49. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением интерактивной игровой обучающей системы «Фишки» VotumPay. Система Votum развивает концентрацию внимания, усидчивость, сосредоточенность и нацеленность на результат деятельности воспитанников, даёт возможность расширить развивающую среду, вовлечь в активную деятельность каждого ребёнка, дать ему возможность проявить самостоятельность при решении задач.
Гусейнова, А. А. Современные подходы к реализации предметной области «Технология» в условиях инклюзивного образования / А. А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 12–21. – Текст : непосредственный.
В статье представлен анализ научных работ, посвящённых трудовому обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательной области «Технология». Автор обращает внимание на тенденции и вызовы, с которыми сталкивается современное сообщество, поднимает вопросы доступности образования для обучающихся данной категории, обсуждает позитивные аспекты инклюзивного образования, рассматривает специфику и особенности преподавания предмета «Технология» обучающимся с ОВЗ.
Григорян, Э. Г. Диагностика внимания детей младшего школьного возраста с ОВЗ / Э. Г. Григорян // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 98–104. – Текст : непосредственный.
Автором рассматриваются эффективные подходы к вниманию как к основному условию успешной учебной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте. Показаны характерные особенности внимания и его показатели у детей с ЗПР, представлены методики диагностики внимания детей с ОВЗ.
Драганчук, В. А. В библиотеке : занятие для детей 6–7 лет / В. А. Драганчук // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 102–106. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход коррекционно-развивающего занятия, направленного на речевое, познавательное и физическое развитие. Материал будет полезен учителям-логопедам для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Дубяга, И. А. Визуальные приёмы работы в формировании фонематического восприятия у детей с ОВЗ / И. А. Дубяга // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 6–11. – Текст : непосредственный.
В статье описывается приём использования зрительных звуковых моделей Т. А. Ткаченко и кругов Эйлера в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО.
Егоренкова, О. С. Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте у детей с хроническими соматическими заболеваниями (на примере детей с атопическим дерматитом воспалительными заболеваниями кишечника) / О. С. Егоренкова, А. Л. Венгер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 4. – С. 36–47. – Текст : непосредственный.
В статье, на основе экспериментального исследования, представлены особенности самооценки дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и определены основные направления психолого-педагогической помощи детям и их родителям. В исследовании принимали участие дети 5–6 лет и их родители. Выявлены физические и социальные факторы, влияющие на изменения в становлении самооценки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, описаны четыре типа самооценки дошкольников в зависимости от эмоционального самопринятия и уровня дифференцированности самооценки; определены направления психолого-педагогической помощи, основанные на этой типологии.
Егорова, А. В. Логопедическая работа с подростками с нарушениями развития. Часть 1. Направления работы и организационно-методические аспекты их реализации / А. В. Егорова, О. А. Ершова, Д. Л. Дельцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 6. – С. 4–13. – Текст : непосредственный.
В статье описан логопедический опыт работы с подростками, имеющими нарушения развития. В первой части статьи приведены направления логопедической работы, реализуемые в структуре комплексной программы формирования навыков самостоятельности у подростков с нарушениями развития. Выделены три основных направления работы: поддержание и восстановление речевых компетенций; развитие регулирующей и планирующей функции речи; расширение коммуникативных навыков путём активизации мотивационной сферы. Приведены примеры техник, применяемых специалистами в работе с детьми подросткового возраста в рамках данных направлений.
Залога, Т. А. Если мы вместе, нам интересней! Выстраивание партнёрства с родителями в решении задач развития ребёнка с ОВЗ / Т. А. Залога // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 80–83. – Текст : непосредственный.
В статье представлены эффективные формы и методы работы с родителями в условиях инклюзии, даны рекомендации по проведению домашних заданий.
Зеленова, Е. В. Путешествие в свой внутренний лес. Технология выявления и коррекции тревожности и страхов у дошкольников с ОВЗ / Е. В. Зеленова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 62–69. – Текст : непосредственный.
В статье представлена технология «Путешествие в свой внутренний лес», направленная на выявление и коррекцию тревожности и страхов у дошкольников с ОВЗ. Дан опыт объединения сказко- и арт-терапии, элементов проективных методик. Предлагаемое многофункциональное пособие «Лес» ориентировано на поддержку и развитие, помощь и самореализацию личности детей с ОВЗ.
Каврус, Е. Д. Народный фольклор в инклюзивном образовании дошкольников / Е. Д. Каврус // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 12–19. – Текст : непосредственный.
Представлен опыт использования народного фольклора в инклюзивной среде дошкольного учреждения. Дети с ОВЗ обогащают свои знания о народных традициях, развивают интерес к истории Родины, овладевают различными умениями и навыками.
Кайдан, И. Н. Солнцу помогаем – весну встречаем! : и инклюзивное логопедическое занятие по развитию речи детей с ОВЗ/ И. Н. Кайдан // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 39–45. – Текст : непосредственный.
В статье представлено инклюзивное занятие по развитию речи детей 6–7 лет с диагнозами общее недоразвитие речи третьего уровня, системное недоразвитие речи лёгкой степени. На занятии вырабатывается речевое дыхание, активизируется мелкая и артикуляционная моторика, развивается тактильная чувствительность и чувство ритма, формируется грамматический строй речи.
Каморина, Е. А. Путешествие в страну сказок : интегрированное занятие для детей 7–8 лет с ОВЗ / М. В. Гришко // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 30–33. – Текст : непосредственный.
В статье представлено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ с использованием сказкотерапии, здоровьесберегающих и интерактивных технологий. Занятие направлено на познавательное и всестороннее развитие личности ребёнка.
Ковалёв, А. А. Методология нормирования физической нагрузки студентов специальных медицинских групп / А. А. Ковалёв // Адаптивная физическая культура. – 2024. – № 1. – С. 29–31. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается методология нормирования физической нагрузки студентов специальных медицинских групп. Для решения проблемы персонификации норм предлагается применять теорию рангового анализа, которая является перспективной при исследовании суточных негауссовых данных пульса, полученных с помощью носимых устройств. По результатам методологии определяются персонифицированные нормы физической нагрузки для студентов специальных медицинских групп.
Ковязина, А. А. Деятельность клубов правопорядка для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации инновационного проекта / А. А. Ковязина // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 19–25. – Текст : непосредственный.
В статье говорится о создании адекватного образовательного процесса и ценности социальной интеграции для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, а также эффективности правового воспитания и социализации детей.
Колузанова, Н. В. Приключения маленькой снежинки : речевое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Н. В. Колузанова // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 45–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлено речевое мероприятие, направленное на развитие артикуляционного аппарата для детей с ОВЗ. Мероприятие выстроено в игровой форме с интересными коррекционными заданиями.
Кустова, О. И. Организация психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников с ОВЗ / О. И. Кустова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 59–72. – Текст : непосредственный.
В статье представлена организация психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников с ОВЗ. Приводятся примеры успешного взаимодействия педагогов, родителей и детей, даются практические советы и рекомендации.
Макарова, Е. М. Адаптирование материалов программы дополнительного общего образования по обучению программированию для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (на примере программы «Моделирование игровых миров на Java.Script») / Е. М. Макарова, Д. А. Сальникова, Н. А. Кочетов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 48–59. – Текст : непосредственный.
В статье представлена работа коллектива авторов по адаптированию материалов программы дополнительного общего образования «Моделирование игровых миров на Java.Script» с учётом особых образовательных потребностей старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития. Описаны внесённые изменения в дидактические материалы программы, интерфейс образовательной среды, текстовые, лекционные материалы. Указано на необходимость адаптирования планируемых результатов освоения программы и материалов для аттестации, а также создание специальных условий при организации образовательной деятельности.
Мельникова, С. В. Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений всех компонентов речи детей с ОВЗ / С. В. Мельникова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 12–16. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается опыт эффективного использования разных видов театрализации для стимулирования и совершенствования речевых навыков дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Павлова, Н. В. Методы и приёмы коррекции и развития речи обучающихся с особыми образовательными потребностями / Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 70–74. – Текст : непосредственный.
Статья адресована специалистам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями. Ввтором рассматриваются пути коррекции и развития речи у обучающихся данной категории.
Подберезко, Н. А. Организационно-методические условия организации элективных дисциплин по физической культуре и спорту для студентов с отклонениями в состоянии здоровья / Н. А. Подберезко, В. В. Пономарев // Адаптивная физическая культура. – 2024. – № 2. – С. 11–12. – Текст : непосредственный.
В современных условиях организации элективных дисциплин по физической культуре и спорту для студентов с отклонениями в состоянии здоровья, остаётся нерешённым вопрос выбора студента и ограничений/противопоказаний к данному выбору. В связи с чем, по-прежнему актуальна разработка рекомендуемой рабочей программы для практического применения в различных вузах с различным количеством контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы студентов.
Прокопьева, Т. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии. Для школьников 3–5-х классов с ОВЗ / Т. И. Прокопьева // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 94–99. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт работы по коррекции дизорфорграфии у школьников 3–5-х классов. Эффективная система логопедической работы направлена на развитие полноценной речемыслительной деятельности и формирование стойкого навыка орфографического письма.
Репецкая, Е. В. Использование СТЕМ-стены в логопедической работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями / Е. В. Репецкая // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 70–78. – Текст : непосредственный.
В статье представлены приёмы работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями на основе реализации STEM-подхода, актуальность которого обусловлена социальным запросом на повышение роли технического и инженерного образования.
Соломатина, Г. Н. Особенности проведения логопедического обследования произносительной стороны речи у детей раннего возраста / Г. Н. Соломатина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 3. – С. 25–34. – Текст : непосредственный.
Автором рассматриваются технологические основы проведения и особенности логопедического обследования произносительной стороны речи ребёнка раннего возраста. Данные особенности заключаются в необходимости ограничения патологических нарушений речи от физиологических особенностей речи при нормотипичном развитии; в учёте мотивации ребёнка раннего возраста к процедуре обследования; в специфике восприятия ребёнка раннего возраста. Выявленные особенности логопедического обследования в рассматриваемой возрастной категории будут способствовать организации диагностической и коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Слиткова, Т. А. Методическая разработка «Оптимизация коррекционно-развивающего обучения в работе со школьниками с ОВЗ / Т. А. Слиткова, О. М. Богданова // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 98–101. – Текст : непосредственный.
Представлен комплекс занимательных упражнений и заданий по профилактике и коррекции разных видов дисграфии. Данная методическая разработка может применяться в работе учителями-логопедами и педагогами начальных классов.
Степанова, Г. В. Состав числа 5 из двух меньших чисел : занятие по математике для детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями / Г. В. Степанова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 45–48. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по математике для детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями, выстроенное в игровой форме, что помогает развивать познавательный интерес к математике.
Степина, И. В. Спорт и музыка едины : речевое мероприятие по воспитанию нравственности и патриотизма у детей с ОВЗ / И. В. Степина, М. С. Лысова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 60–65. – Текст : непосредственный.
В статье представлено спортивно-музыкальное развлечение по воспитанию нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Стефановская, О. И. Интерактивное мероприятие «Эстафеты-нейроигры для детей и их родителей» / О. И. Стефановская, Т. В. Петухова // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 59–64. – Текст : непосредственный.
В статье раскрыты приёмы сенсомоторной коррекции с использованием нейроигр. Приведены примеры игр, их влияние на развитие детей, имеющих различные неврологические заболевания и синдромы, такие как ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и др.
Суслова, Ю. И. Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации детей с ОВЗ / Ю. И. Суслова // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 17–22. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена альтернативной и дополнительной коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема коммуникативных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку среди дошкольников с нарастающей частотой встречаются агрессивное поведение, жестокость и злость. Это побуждает обращаться к коррекции и развитию коммуникативных отношений детей друг с другом.
Тальникова, Н. И. Инклюзивное образование: технологии, методы и приёмы в работе педагога-психолога / Н. И. Тальникова // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 29–36. – Текст : непосредственный.
В статье представлена работа педагога-психолога в инклюзивном образовании, подробно описаны технологии, игры, направления работы с дошкольниками в инклюзивном пространстве.
Танцюра, С. Ю. Изучение семей с ребёнком с ОВЗ: потребности и взаимодействие / С. Ю. Танцюра, Б. М. Басангова, А. В. Агаева // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 12–21. – Текст : непосредственный.
Автором анализируются основные проблемы семей в современном обществе, рассматриваются психолого-педагогические и социокультурные основы комплексного сопровождения и поддержка семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Щербак, А. П. Физическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ / А. П. Щербак // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 100–105. – Текст : непосредственный.
Автором статьи проработана тема физического развития детей с ОВЗ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, которая осуществляется в рамках коррекционной работы и / или инклюзивного образования.