Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

народный контроль ставропоольского края

гранты в области культуры

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет

информационно-консультативная служба

нацпроект культура

персональные данные дети

Поделиться страницей:


План

детско-юношеского зала «Выбор» (ДЮЗ) на 2020 год

 

Цель работы ДЮЗ : формирование мотивации чтения, организация развивающих маршрутов для детей и юношества и активное вовлечение их в культурно-просветительскую деятельность библиотеки.

За период функционирования зала есть определенные наработки и аналитические итоги. Как показал опыт, проекты, реализованные в ДЮЗ, позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с заинтересованными партнерами. В результате проекты превращаются в книжный фактор, который предопределяет успех и расширение знаний по литературе различных форматов.

Следует отметить, что успешная реализация возможна лишь при условии систематической работы, заинтересованности как родителей и детей, так и библиотекарей в самом процессе воспитания. Очень большую роль играет общение с родителями, сопровождающим детей в библиотеку, и разъяснение родителям важности систематического чтения для гармоничного развития ребенка. Во время индивидуальных бесед путем подбора нужной именно этой семье литературы, соответствующей ее потребностям и видению всестороннего развития ребенка в условиях семьи, достигается наибольший положительный результат.

Работа ведется как в зале библиотеки, так и с выходом в специализированный детский сад и школу с инклюзивным образованием. Фонды библиотеки в целом удовлетворяют потребности читателей в книге, предлагая издания в современном полиграфическом исполнении.

Деятельность развивается в двух направлениях: психологическая помощь детям и родителям и культурно-досуговая работа с коррекционно-развивающими занятиями для детей. За последние годы в отделе увеличилось количество молодых читателей. Эта категория требует особого внимания и отношения.

Мероприятия для детей и молодежи планируются и проводятся в рамках тематических модулей, что позволяет успешно организовать развивающие маршруты для детей и юношества с инвалидностью.

В работе ДЮЗ выделены следующие направления:

  1. Цикл занятий по библиотерапии, формированию мотивации культуры чтения «Я с книгой открываю мир»
  2. Психолого-педагогическая поддержка детей и молодежи «Ты и я»
  3. Семейная консультационная служба «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
  4. Патриотическое воспитание «Память и Слава»
  5. Кино-клуб «Кино без барьеров».
  6. Игротерапия для молодых инвалидов различных категорий «Дебют»

Приоритетной группой читателей библиотеки, являются:

  • Дети с нарушением зрения и имеющие инвалидность по зрению
  • Дети, имеющие сопутствующие заболевания
  • Дети, находящиеся в пограничном состоянии
  • Молодые инвалиды с полиорганными нарушениями здоровья

С учетом возрастных особенностей читателей разработан модуль, включающий актуальные вопросы активизации чтения, который сосредоточил внимание на работе с детьми и молодыми читателями.

Цель : формирование мотивации культуры чтения у детей и молодежи с альтернативными возможностями в библиотеке и в семье.

Основными задачами по формированию мотивации культуры чтения у детей являются:

  • разъяснение родителям важности систематического чтения для гармоничного развития ребенка.
  • популяризация лучших образцов литературы для детей и юношества;
  • индивидуальная работа с детьми, особый акцент на читателей среднего и старшего возраста;
  • изучение читательских интересов молодых инвалидов;
  • внедрение интегрированных форм привлечения к чтению;
  • активизация семейного чтения;
  • предоставление родителям информационной поддержки по вопросам чтения детей;
  • проведение акций в поддержку чтения.

Благодаря реализации модуля «Я с книгой открываю мир», ребенок получает умение выбирать книги для семейного чтения, распознавать книги по жанру, учить и рассказывать стихи, слушать, пересказывать произведения, вести себя в социуме.

Есть интересные находки и в плане проведения внеклассных чтений. Объединенные целью ознакомления детей с лучшими произведениями мировой детской литературы, учителя и библиотекари проводят совместные уроки. Не секрет, что читательский багаж современных школьников достаточно ограничен. Библиотека выполняет просветительскую работу, раскрывая детям известные книги, которые надо обязательно прочитать. Так, в разные годы были проведены циклы «Литературная линейка», «Дружим с книгой», «На книжных парусах в лето», «Летний читальный зал», «В гостях у сказки», «Позитивное чтение».

Спектр совместной работы с различными организациями города весьма разнообразен. С большим удовольствием библиотекари принимают участие в проведении занятий по библиотерапии в МБОУ СОШ № 19 и МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45. Мероприятия в рамках модуля всегда превращаются в настоящие праздники чтения, полезного и веселого общения, творческого вдохновения.

Продолжением такой работы стало совместное создание рекомендательных списков для летнего чтения. Учитывая «Требования школьных программ», читательские интересы учащихся, пожелания родителей и наличие в фонде библиотеки нужной (не менее пяти экземпляров) литературы, которую желательно прочитать во время летних каникул в цикле «Летом читаем, скуки не знаем».

Библиотека стремится, чтобы чтение детей было сбалансированным с использованием книг специальных форматов и применением новых технологий чтения. Использование игровых форм - важное средство стимулирования читательской активности младших школьников. Книга дает прекрасную возможность раскрыть творческие способности детей и молодежи, поэтому особой популярностью и любовью пользовались театрализованные мини спектакли по произведениям, вошедшим в фонд золотой литературы.

Исследование читательских интересов показывают, что книги определенной тематики очень интересуют современных детей и вышли на первое место среди их предпочтений. С 2007 года берет начало целый ряд интересных мероприятий, рассчитанных на умение детей пользоваться книгами для того, чтобы найти ответы на свои многочисленные вопросы. В библиотечной интерпретации они переплетаются, трансформируются, получают новую окраску. Как правило, интеллектуальные игры и викторины становятся апофеозом библиотечных занятий, способствующих развитию читательской культуры.

Модуль « Я с книгой открываю мир»

Название мероприятия

Цель мероприятия

Участники мероприятия

Срок проведения

Урок открытие «Мифландия и мифические животные» по повести Джеральда Даррелла «Говорящий сверток»

Познакомить учащихся с удивительной жизнью Джеральда Даррелла, натуралиста, путешественника, рассказчика, юмориста,

Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19

январь

Акция к Международному дню книгодарения «Книжная вселенная»

Формирование у детей и взрослых потребности в книге и чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

Молодые инвалиды различных категорий

февраль

Литературный утренник «Вместе почитаем, вместе поиграем» к юбилею детской поэтессы Ирины Токмаковой

Познакомить с жизнью и творчеством Ирины Токмаковой

Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19

Дети подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45

Март,

апрель

Громкие чтения «Одиссея Рафаэля Сабатини» к юбилею писателя

Научить эмоционально воспринимать содержание приключенческих романов

Молодые инвалиды различных категорий

июнь

Цикл бесед в период детских летних чтений «Летом читаем, скуки не знаем!»

  • Как рождается книга
  • Книга твоего формата
  • Книга – друг и советчик

Познакомить детей с книгами адаптированных форматов, рассказать о технологии изготовления книг для незрячих людей. А также включение чтения в структуру досуга детей

Дети и подростки

Июнь, июль, август

«Литературное путешествие с Робинзоном Крузо» к юбилею английского писателя Даниеля Дефо

Формирование  интереса к познанию окружающего мира и приключенческой литературе

Молодые инвалиды различных категорий

август

Внеклассное чтение «Волшебник из страны детства» к юбилею   итальянского детского писателя, Джанни Родари

Познакомить с жизнью и творчеством Дж. Родари на примере его произведений

Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19

октябрь

Библиотечный час «Добрые уроки грустной повести» к юбилею писателя Гавриила Николаевича Троепольского

Воспитать у учащихся чуткое, бережное отношение к собакам как к лучшим представителям «братьев наших меньших».

Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19

ноябрь

Театр у микрофона «Гений чудачества» к юбилею детского писателя и поэта Даниила Ивановича Хармса

Познакомить с жизнью и творчеством Даниила Хармса, реализовать возможности в театрализованном действии, пении и декламации

Молодые инвалиды различных категорий

декабрь

Игра-путешествие в «Сказочные джунгли Киплинга»

Познакомить с природой индийских джунглей, сформировать положительное отношение к персонажам-животным книг Киплинга

Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19

декабрь

 

 Киноклуб «Кино без барьеров»

«Путешествуй, знай, мечтай!»

Цель киноклуба объединяет несколько аспектов:

  • просмотр художественных и документальных фильмов об окружающем мире и проведение дискуссий с молодыми инвалидами различных категорий
  • развитие читательской активности через сочетание традиционных и мультимедийных форм донесения информации;
  • активизация жизнеутверждающих принципов у людей с инвалидностью;

Этот интегрированный проект для молодых инвалидов различных категорий оказался очень удачным. Его девиз - «Смотрим. Читаем. Размышляем».

Известно, что дети и молодежь активно воспринимают информацию визуально, большинство современных читателей не представляет своей жизни без мультимедийных средств. Положительным примером является то, что к чтению книги часто побуждает просмотр художественного фильма или мультфильма. Эти факторы и мотивировали специалистов библиотеки на открытие киноклуба. Молодые инвалиды могут посмотреть лучшие фильмы и мультфильмы, созданные по книгам, услышать интересную информацию об авторе книги, принять участие в викторине или игре. Такое сочетание книги и аудиовизуальной продукции стимулирует интерес к чтению. В течение действия «киноплощадки» значительно возросла её популярность, получены положительные отзывы о ней. В продолжение мы предлагаем провести в 2020 году следующие киносеансы:

Название мероприятия

Цель мероприятия

Участники мероприятия

Срок проведения

Документальный фильм ВВС «Эти загадочные животные», посвященный дню заповедников и национальных парков (11 января)

Познакомить с животным миром планеты.

Молодые инвалиды различных категорий

январь

Документально - этнографический фильм «Люди величиной с кулак»

Просмотр фильма о быте, традициях и устоях пигмейского племени

Молодые инвалиды различных категорий

март

Документальный фильм «Океаны»

Просмотр фильма Жака Перрена о загадочных обитателях океанов

Молодые инвалиды различных категорий

июль

Документальный фильм ВВС «Индия»

Просмотр фильма Майкла Вуда об удивительной и загадочной стране Индии

Молодые инвалиды различных категорий

октябрь

Документальный фильм

«Всемирная история живописи»

Посмотрев фильм, мы совершим путешествие по знаменитым музеям и художественным галереям.

Молодые инвалиды различных категорий

декабрь

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Память и Слава»

Цель: патриотическое воспитание у детей и молодежи с альтернативными возможностями

Название мероприятия

Цель мероприятия

Участники мероприятия

Срок проведения

Патриотический маршрут «Вспомним всех поименно»

Рассказ о людях, воевавших в горячих точках в сквере памяти земляков, погибших в боях при исполнении воинского долга

Молодые инвалиды различных категорий

февраль

Урок мужества «Как хорошо на свете без войны»

формирование нравственной позиции и любви к Родине, воспитание патриотических чувств у детей

Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19

апрель

Поэтическая эстафета памяти «Сражаюсь, верую, люблю»

Развивать интерес к истории нашей страны, воспитывать уважение к героическому прошлому Родины

Молодые инвалиды различных категорий

май

Игра-путешествие о символах России

«Душа России в символах ее»

Познакомить с историей символов России. Формирование чувства гордости и уважения к родной стране

Молодые инвалиды различных категорий

август

Модуль Живые страницы на «Тропе здоровья»

Цель: Создание виртуального тура по аллее для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья» и размещение на сайте библиотеки.

Название мероприятия

Цель мероприятия

Участники мероприятия

Срок проведения

«Идет волшебница зима…»

Экологическое воспитание читателей, через познание живой природы и окружающего мира

Молодые инвалиды различных категорий

Январь

«Звуки и краски весны»

Апрель

«Цветочная феерия»

Июль

«Художница Осень»

октябрь

 

 

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"

на фото работа зала "выбор"