План детско-юношеского зала «Выбор» (ДЮЗ)
на 2021 год
Цель: формирование мотивации чтения, организация развивающих маршрутов для детей и юношества и активное вовлечение их в культурно-просветительскую деятельность библиотеки.
Для большинства молодого поколения с инвалидностью библиотека – это место общения и проведения свободного времени. Каждый наш читатель по-своему уникален. Он проходит индивидуальный путь развития, и наша задача – расширить горизонты возможностей наших читателей и сделать путешествие в мир знаний увлекательным. С 2002 года в деятельности Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского появилось новое направление – открыл свои двери детско-юношеский зал «Выбор», предоставляющий информационно-библиотечные услуги детям и молодежи с проблемами здоровья и их родителями.
Приоритетной группой читателей библиотеки, являются:
- Дети с нарушением зрения и имеющие инвалидность по зрению;
- Дети, имеющие сопутствующие заболевания;
- Дети, находящиеся в пограничном состоянии;
- Молодые инвалиды различных категорий
Особая группа пользователей детско-юношеского зала «Выбор» воспитанникикомбинированного детского сада № 45 для детей с ослабленным зрением, учащиеся коррекционных классов 1«С», 2«С», 6«С», 7«С» для детей с нарушениями зрения Ставропольской общеобразовательной школы № 19. А также учащиеся двух коррекционных специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей гг. Георгиевска, Кисловодска и Армавира (жителей Ставропольского края, так и граничащих с ним субъектов Федерации). Пользователями ДЮЗ являются дети и молодежь разного возраста с сохранным зрением, имеющие сопутствующие заболевания, обучающиеся в общеобразовательных школах города и края или в системе надомного воспитания и обучения и др.
Следует отметить, что успешная деятельность возможна лишь при условии систематической работы, заинтересованности родителей и детей, а также библиотекарей в процессе воспитания. Очень большую роль играет общение с родителями, сопровождающим детей в библиотеку, разъяснение им важности систематического чтения для гармоничного развития ребенка. Во время индивидуальных бесед путем подбора нужной именно этой семье литературы, соответствующей ее потребностям и индивидуальному маршруту развития ребенка, достигается наибольший положительный результат.
Работа ведется как в здании библиотеки, так и с выходом в специализированный детский сад и школу с инклюзивным образованием. Фонды библиотеки в целом удовлетворяют потребности читателей в книге, предлагая издания в современном полиграфическом исполнении. Как важно не только заинтересовать ребёнка, но и попытаться поддержать влечение к чтению, чтобы книга стала лучшим другом. Опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению и эта работа должна начинаться с раннего возраста. Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, предпочёл её другим увлечением. Необходимо создать комфортную среду, библиотека должна быть уютной, красивой, чтобы возникало желание возвращаться сюда снова и снова. Особое внимание уделяется этике общения с семьями детей с инвалидностью. За период функционирования зала есть определенные наработки и положительные итоги. Как показал опыт, проекты, реализованные в ДЮЗ, позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с заинтересованными партнерами.
Деятельность ДЮЗ развивается в двух направлениях: психологическая помощь детям и родителям и культурно-досуговая работа с развивающими занятиями для детей. Категория молодых читателей требует особого внимания и отношения. Мероприятия для детей и молодежи планируются и проводятся в рамках тематических модулей, что позволяет организовать развивающие маршруты для детей и юношества с инвалидностью.
В работе ДЮЗ выделены основные направления:
- Цикл занятий по библиотерапии, формированию мотивации культуры чтения «Я с книгой открываю мир»;
- Психолого-педагогическая поддержка детей и молодежи «Ты и я»;
- Семейная консультационная служба «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»;
- Патриотическое воспитание «Память и Слава»;
- Мобильный краеведческий маршрут «Незримый Ставрополь» с членами Русского географического общества для молодёжи с ограниченными возможностями здоровья»;
- Экологическое просвещение в ходе реализации Тифло проекта «ЭкоМир Ставрополья 3D: прикоснись, послушай, посмотри»;
- Цикл занятий для детей и подростков «Домашняя игротека»;
- Виртуальные Живые страницы на «Тропе здоровья»;
Работу с данной аудиторией проводят: главный библиотекарь Ольга Тимофеевна Тодис и ведущий психолог Елена Валентиновна Свешникова.
За консультацией можно обратиться по телефону (88652) 56-12-43, а также задать вопросы на сайте библиотеки. Дорогие читатели мы ждем вас!
Далее можете познакомиться с планом наших мероприятий на 2021 год
«Я с книгой открываю мир»
Цель: формирование мотивации культуры чтения у детей и молодежи с альтернативными возможностями в библиотеке и в семье.
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
Акция к Дню дарения книг «Книга ищет читателя» |
Познакомить с новыми книгами, пополнить фонд детской литературы |
Жители города |
февраль |
День открытых дверей «Дружим с книгой», посвященный Международному дню детской книги |
Привлечение новых читателей |
Жители города |
апрель |
Книжный лекторий «Лето с книгой!» для детей в период летних каникул |
Формирование у детей потребности в книге и чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. |
Дети и подростки |
Июнь-август |
Слайд-обзор новых книг для детей «Книжное ассорти» |
Знакомство с новыми книгами специальных форматов |
Дети и подростки |
октябрь |
Библиолекторий «Волшебные правила здоровья» |
Воспитание у детей правильного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни |
Дети и подростки |
Июнь-август |
Онлайн урок «Этикет взаимной вежливости» |
Помочь детям и подросткам в усвоении общих моральных норм поведения и общения |
Дети и подростки |
ноябрь |
«Домашняя игротека»
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
Игра на развитие мелкой моторики рук «Мы археологи» |
знакомство в игровой форме с тактильными макетами «Южный слон», «Кит цитотерий» и др. |
Дети младшего и среднего школьного возраста |
январь |
Игра-приключение «Вместе в космос», посвященная 60-летию полета Ю.А. Гагарина |
знакомство с темой Космос с помощью тактильной книги «Астрономия» и др. пособий |
Дети младшего и среднего школьного возраста |
апрель |
Игра-открытие «Волшебные превращения» |
Знакомство с явлениями природы с применением тактильных пособий «Как появляется бабочка, птица, цыпленок» |
Дети дошкольного и младшего школьного возраста |
июль |
Игра на развитие сенсорной чувствительности рук «Тактильные ладошки» |
знакомство с тактильными книгами и макетами различной тематики |
Дети дошкольного и младшего школьного возраста |
ноябрь |
«Память и Слава»
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
"Честь имею" онлайн – Конкурс к 23 февраля |
Привить чувство патриотизма и любви к Родине |
Молодые инвалиды различных категорий |
февраль |
Патриот-маршрут «У Вечного огня» |
формирование нравственной позиции и любви к Родине, воспитание патриотических чувств у детей |
Молодые инвалиды различных категорий |
май |
Живые страницы на «Тропе здоровья»
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
«Жила зима в избушке» |
провести виртуальные туры по аллее для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья» и разместить на сайте библиотеки |
Читатели библиотеки |
Январь |
«Может, это весна» |
Апрель |
||
«Белой акации гроздья душистые» |
Июль |
||
«Рябиновые бусы» |
октябрь |
Мобильный краеведческий маршрут «Незримый Ставрополь»
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
|
Познакомиться с историей Ставрополя, совершить виртуальные прогулки по маршрутам и разместить на сайте библиотеки |
Читатели библиотеки |
В течение года |
«ЭкоМир Ставрополья 3D: прикоснись, послушай, посмотри»
Экологическое просвещение читателей
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
Посадка клумбы ароматов |
Посадить клумбу ароматов для проведения занятия |
Студенты - волонтеры |
Март-апрель |
Открытие ИТП (информационно-тактильного пространства» |
Организовать адаптированный формат доступа для людей с инвалидностью по зрению |
Инвалиды различных категорий, студенты волонтеры, специалисты, журналисты и СМИ |
апрель |
Цикл арома-путешествий «Литературная Ботаника» |
Провести арома-путешествия и познакомить с клумбой ароматов |
Инвалиды различных категорий |
Апрель-октябрь |
Эко-игры «Тактильная угадайка» |
Провести эко-игры на аллее для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья» |
Инвалиды различных категорий |
Апрель-октябрь |
Барефутинг и солнечные ванны в «сухом» бассейне |
Организовать прогулки по «Тактильной тропе» |
Инвалиды различных категорий |
Апрель-октябрь |
Мастер-классы, тренинги для волонтеров, специалистов в рамках созданной тифлоплощадки |
обучить специалистов и волонтеров, студентов навыкам коммуникаций с людьми с инвалидностью |
Инвалиды различных категорий, студенты волонтеры, специалисты |
Апрель-октябрь |
Создание «Экомедиатеки» |
Комплектация «Экомедиатеки» |
Библиотекари и специалисты |
Март-октябрь |
Проведение «Бала цветов» |
Организация и проведение «Бала цветов» |
Инвалиды различных категорий, студенты волонтеры, специалисты, журналисты и СМИ |
август |
Тиражировать опыт реализации тифло проекта |
Разработка и выпуск методических материалов данной тематики |
Библиотекари и специалисты |
Март-октябрь |
Возможна корректировка плана
Главный библиотекарь Тодис О.Т.