Рекомендации к проведению семинара по проблемам формирования безбарьерной библиотечной среды на базе муниципальной библиотеки

 

Уважаемые коллеги!

Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение. Технологии, производство и вся наша жизнь ускоряются с каждым днем. В центре всех этих изменений – человек, его умения быстро находить необходимую информацию и эффективно применять ее. В информационном обществе, в котором мы живем, основную ценность представляют не традиционные труд, земля, капитал, а информация. Как никогда убедительно звучит фраза: «Кто владеет информацией – владеет всем».

Особые потребности в использовании всех благ высокотехнологичного общества испытывают маломобильные группы граждан, к которым относятся люди со стойкими нарушениями здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. категорий), лица пожилого возраста, дети, мамы с маленькими детьми и др. Создать легкие и безопасные условия доступа ко всем социально важным сферам жизнедеятельности призвана организация «безбарьерной» среды.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения СК в Ставропольском крае проживает 244,5 тыс. людей с различной формой инвалидности, в том числе 9 707 детей-инвалидов. Данные цифры не объективны и не учитывают миграционные процессы, которые происходят в нашем регионе. По оценкам краевого отделения Пенсионного фонда количество проживающих граждан с инвалидностью в крае намного выше за счет постоянного притока населения из республик Северо-Кавказского федерального округа, где уровень инвалидности выше, чем в Ставропольском крае.

С 2014 года Ставропольский край приступил к реализации подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан» [4]. Данной подпрограммой охвачено семь приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: социальная защита, здравоохранение, образование, культура, спорт, транспорт, связь и информация.

Культура и досуг – это те сферы, где материально-пространственная среда должна быть наиболее гуманистически направленной, щадящей нервно-психическое состояние инвалида и рассчитанной не только на решение функциональных потребностей при проведении различных мероприятий, но и на возможность психологического восстановления общения.

В условиях постоянных социально-экономических изменений вопросы формирования «безбарьерной» библиотечной среды приобретают особую актуальность. Их необходимо рассматривать не изолированно, а в контексте проблем управления качеством обслуживания. Одним из критериев качества работы государственных (муниципальных) организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, выступает комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Согласно методике независимой оценки качества, разработанной Министерством культуры СК [15], показателем комфортности является наличие удобной мебели, работающего гардероба, туалета, системы наглядного ориентирования в помещении библиотеки, разнообразие спектра услуг, а также наличие пандусов при входе в библиотеку и возможность беспрепятственного перемещения инвалидов внутри здания.

В связи с этим предлагаем провести на базе вашего учреждения семинар-дискуссию по теме «Аспекты безбарьерной библиотечной среды». Целесообразно начать семинар с обсуждения вопроса «Что такое «безбарьерная среда»? Как известно она включает:

- создание «безбарьерной» психологической среды в обществе;

- доступность объектов социальной инфраструктуры;

- свободный доступ в получении информации и связи;

- беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;

- беспрепятственное получение социальных услуг.

Что лежит в основе «безбарьерной» библиотечной среды? Её составляют несколько аспектов. Один из первых – нормативно-правовой аспект.Ряд законодательных и регламентирующих документов закрепляет право лиц с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственный доступ к информации и организацию комфортного библиотечного обслуживания. Основополагающим документом выступает ФЗ «О библиотечном деле», в котором пункт 2 ст. 8 «Права особых групп пользователей» Федерального закона «О библиотечном деле» [1] изложен в новой редакции в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Пункт 2 ст. 15 «Обязанности государства по развитию библиотечного дела» дополнен подпунктом 3, который обязывает органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечить «условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации, муниципальных библиотек».

Новый модельный стандарт деятельности публичных библиотек [5], имеющий рекомендательный характер и представленный как рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти, закрепляет следующие «основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности».

Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации существующей среды жизнедеятельности в соответствии с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) является 35-й комплекс отраслевых нормативных документов в области проектирования и строительства. Для адаптации архитектурной среды библиотеки следует использовать свод правил (СП 59.13330.2012) «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» [20], одобренный и рекомендованный к применению в качестве нормативного документа Госстроем России в 2001 г.

Российской библиотечной ассоциацией в 2013 году создана рабочая группа для создания «Руководства по обеспечению доступности услуг для лиц с ограничениями жизнедеятельности в библиотеках Российской Федерации». Уже сегодня часть разделов данного документа представлена в полнотекстовом варианте на сайте «Незримый Новосибирск» в разделе «Доступная среда» http://www.novodostup.ru/.

Насколько важна готовность персонала библиотеки в работе с целевой аудиторией? Уровень комфорта и доступности библиотечных услуг во многом зависит от того, насколько психологически готов библиотечный специалист к работе с данной аудиторией. Основные принципы общения и поведения с лицами, имеющими различную форму ограничения жизнедеятельности, изложены в методической консультации «Этические принципы общения с человеком, имеющим инвалидность» [23], разработанной ИМО СКБСС и представленной на сайте библиотеки в разделе «Профессионалам».

Этика общения библиотекаря с читателем-инвалидом является наименее разработанной областью дефектологического библиотековедения. Основоположник этой отрасли гуманитарного знания А. Е. Шапошников представил в своих исследованиях психологически точный портрет такого специалиста, отчасти содержащий представления об этических аспектах его деятельности. В частности, Александр Евгеньевич писал: «В духовно-нравственный портрет библиотечного работника входят такие качества, как личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, толерантность, вежливость, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость» [15].

Среди основных знаний, умений и навыков библиотечного специалиста, работаю­щего с читателями-инвалидами, выделяют следующие:

• знание основ социальной психологии, психологии межличностных отношений; представление о психологических, экономических, правовых, социальных проблемах инвалидов;

• умение использовать издания специальных форматов в библиотечном обслужи­вании инвалидов;

• умение пользоваться тифлотехническими средствами, а также владение навыка­ми по обучению пользованию тифлотехникой читателей-инвалидов;

• владение основными формами и методами проведения массовой работы;

• умение вести индивидуальную работу с читателями-инвалидами;

• знание особенностей библиотечного обслуживания детей-инвалидов;

• владение методикой изучения информационных потребностей и запросов инва­лидов;

• умение оказывать инвалидам помощь в нахождении ими информации в надлежа­щем формате;

• умение организовать общение и досуг инвалидов, обеспечивать определенный уровень комфортности для читателей – инвалидов;

• представление о безбарьерной библиотечной среде;

• умение использовать перспективный опыт организации библиотечного обслужи­вания инвалидов отечественных и зарубежных библиотек.

По мнению профессора Е. О. Матвеевой, основополагающим этическим принципом библиотечного обслуживания инвалидов является принцип безусловного уважения личности читателя, вне зависимости от мнения о нем медиков, педагогов, представителей служб социальной защиты.

В рамках семинара предлагаем провести один из тренингов, разработанных сотрудниками СКБСС и представленных в Приложении [17]. Их проведение поможет специалисту осознать свою социальную роль, собственные качества и приоритеты, необходимые для успешной деятельности в пользу целевой категории граждан.

Основу «безбарьерной» библиотечной среды составляет также ресурсно-техническая база доступа к информации.

В первую очередь, это книги (документы) в специальных форматах для лиц, испытывающих трудности при чтении плоскопечатного текста:

- напечатанные рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля), укрупненным плоскопечатным;

- говорящие книги на кассетах, CD-дисках, флэш-картах;

- тактильные рукодельные книги.

Доступ к информации обеспечивают также специальные адаптивные технические устройства, другими словами тифлотехника – техника для слепых. К ним относятся:

- лупы (традиционные стеклянная и электронные с функцией увеличения шрифта, изменения цвета текста, подсветки документа в темное время);

- брайлевские дисплеи – одно из важнейших средств самостоятельного доступа незрячего пользователя к ПК, позволяющее преобразовывать текстовую информацию в рельефно-точечный шрифт;

- синтезаторы речи – программное обеспечение, преобразовывающее текст в слуховые сигналы, используются в самостоятельной работе слепого на компьютере, мобильных телефонах и навигаторах для незрячих;

- читающие машины различных модификацийдля чтения инвалидами плоскопечатных текстов – книг, периодики и пр.Принцип действия: машина сканирует печатный текст, оцифровывает, преобразовывает в звуковые сигналы, которые через динамики или наушники прослушивает пользователь, выбирая предпочтительную для себя скорость чтения, громкость, голос (мужской или женский), интонацию и пр. Тексты могут быть не только прочтены, но и сохранены в памяти машины для повторного прослушивания или переноса на съемный носитель.

- аппараты для воспроизведения «говорящих» книг – тифломагнитофоны и плееры для прослушивания «говорящих» книг на кассетах; тифлофлэшплееры.

Немаловажным при организации доступности информации, в частности для удаленного интернет-пользователя, имеющего нарушения по зрению, является соблюдение требований специальных стандартов, в частности ГОСТа Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению [3].Библиотеки, которым не безразлично, сможет ли незрячий человек воспользоваться их сайтом, найдет ли он для себя что-то полезное настолько, чтобы пользоваться им неоднократно, при создании и редакции сайта (а также при разработке других мультимедийных продуктов) должны оценивать свои виртуальные ресурсы с точки зрения доступности для незрячих, не перегружать излишне элементами, не несущими содержательной нагрузки – графическими «красивостями», картинками, баннерами, flash-роликами и т. д, т.е., всем тем, что вызывает затруднения при навигации по сайту с помощью специальных программ для чтения с экрана; найти золотую середину между привлекательным дизайном и информативностью, доступностью для как можно более широкой пользовательской аудитории.

Обеспечение архитектурной доступности и физического комфорта. По результатам социологических исследований среди основных препятствий, ограничивающих доступ людей с инвалидностью к культурным и досуговым учреждениям, отмечается, прежде всего, их физическая недоступность.

Объект считается полностью доступным для данной категории инвалидов, если доступен его вход, внутренние пути движения и места обслуживания, а также имеются доступные для данной категории инвалидов средства информации и коммуникации.

Основные требования:

- наличие как минимум одного входа, приспособленного для инвалидов. Если для инвалидов оборудован отдельный вход, то он должен быть обозначен знаком доступности.

Наиболее удобны для инвалидов автоматические раздвижные двери.Для облегчения ориентации лиц с нарушением зрения на полотнах дверей (на прозрачных обязательно) следует предусматривать яркую контрастную маркировку: прямоугольник 10 х 20 см или круг диаметром 15 см желательно желтого цвета. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола;

- беспрепятственность и безопасность перемещения внутри здания. На всех основных путях следования инвалидов не должно быть каких-либо предметов: напольных ваз; открытых дверей и др. Желательно наличие системы ориентировки для всех групп инвалидов.

Доступная для людей с ограниченными возможностями среда оптимальна и для практически здоровых людей, она не чинит им ни в коей мере препятствий и поэтому не должна раздражать их.

Раскрывая данный аспект организации «безбарьерной» библиотечной среды целесообразно провести тренинг «Незрячий–сопровождающий». Предложить нескольким парам сотрудников выступить в роли незрячего и сопровождающего и пройтись по зданию вашего учреждения. По итогам тренинга выяснить: ощущения и чувства, возникшие у пары «незрячий–сопровождающий» в ходе прогулки; какие барьеры возникли на пути их следования.

Какие библиотечные формы работы обеспечивают «безбарьерность» участия пользователей с различной категорией физических ограничений здоровья?

В своей содержательной деятельности по обслуживанию инвалидов публичные библиотеки имеют полезный практический опыт. Разнообразные формы работы охватывают все направления деятельности библиотек: нестационарные формы обслуживания; информационная, индивидуальная, массовая, клубная работа; организация книжных экспозиций; курсы и обучающие семинары; библиотерапия; исследовательская, издательская деятельность и др. В рамках семинара целесообразно обменяться опытом использования наиболее удачных форм работы с целевой аудиторией; поделиться методикой проведения отдельных мероприятий или провести показательное мероприятие.

При подготовке семинара советуем обращаться к информационно-методическим ресурсам СКБСС на официальном сайте: www.skbs.ru. В разделе «Профессионалам» представлена серия методических материалов «Основы работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», которая включает выпуски, посвященные терминологии в работе с целевой группой, специфике информационных ресурсов для слепых и слабовидящих людей, этике общения библиотечного специалиста. Создана специальная рубрика «Доступная среда», где размещен ряд актуальных документов в области организации архитектурной и информационной среды в условиях библиотеки. Рубрика не статична, она обновляется по мере появления новых документов.

Всем специалистам, желающим повысить профессиональную компетентность в работе с целевой аудиторией, СКБСС предлагает новую форму повышения квалификации – дистанционное обучение в виртуальном учебном кабинете, который начал свою работу с 1 июня 2015 г. на сайте библиотеки. Тема курса: «Безбарьерная библиотечная среда: концептуальные основы создания».

В 2015 году в экспериментальную группу обучающихся включены библиотечные специалисты Андроповского района и г. Минеральные Воды. На протяжении 3-х месяцев (июнь, июль, август) они самостоятельно изучают предложенные им лекционно-практические материалы, проходят итоговое on-line тестирование и участвуют в выездных дискуссионных площадках. По завершении обучения слушателям выдается свидетельство о повышении квалификации.

Помимо организованных групп слушателей, каждый из библиотечных специалистов также может зарегистрироваться в виртуальном учебном кабинете и познакомиться с материалами курса. Для этого необходимо представить свои данные на e-mail СКБСС: skbs@skbs.ru (ФИО, должность, место работы) для получения логина и пароля на вход в кабинет.

Считаем, что данная форма повышения квалификации специалистов позволяет:

- повысить доступность, обеспечить оперативность и непрерывность обучения;

- сократить затраты библиотечных учреждений на обучение и повышение квалификации кадров, а также своевременно оценить знания и профессиональный уровень персонала библиотек.

Формирование безбарьерной среды – процесс как сложный, так и необратимый. Вся система жизнедеятельности человека должна быть доступна для инвалидов и других маломобильных групп населения. Это требование международного права, российского законодательства, нормативных документов и стандартов. Это требование ко всему обществу.

Дополнительный список литературы

в помощь при подготовке семинара:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013г. с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013г.) «О библиотечном деле» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.referent.ru/1/67189
  2. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений
    в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577.
  3. ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200103663.
  4. Постановление Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 г. № 559-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsoc26.ru/social/sreda/soc_poddergka/
  5. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти [Электронный ресурс]. – М., 2014. – Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.
  1. Васильева, С. Г. Безбарьерное – значит свободное. Как сформировать библиотечное пространство для людей с физическими ограничениями здоровья [Текст] / С. Г. Васильева // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 27–29.
  2. Гайдай В. А. Организация внешнего доступа и формирование внутреннего пространства библиотеки для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : методическая консультация. – Режим доступа: http://www.mgounb.ru/centers/kcprbsinv/
  3. Гайдай, В. А. Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами. Эффективная форма методической поддержки [Текст] / В. А. Гайдай // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 40–43.
  4. Доступная среда для инвалидов [Электронный ресурс] / РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда» ; [сост. О. Г. Мельникова, Е. В. Рыбников]. – Волгоград, 2014. – 84с. – Режим доступа: http://www.infoipi.ru/sreda/sreda_2_index.htm.
  5. Доступная среда для инвалидов по зрению. Теория и практика [Электронный ресурс] ; [сост. Т. Н. Михайленко, Е. В. Рыбников]. – Волгоград, 2012. – 44 с. – Режим доступа: http://www.infoipi.ru/sreda/
  6. Елфимова, Т. Н. Доступная архитектурная среда и тифлодизайн[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgbs.ru/.
  7. Зенова, Т. В. Безбарьерная библиотечная среда: архитектура и тифлодизайн [Текст] / Т. В. Зенова // Библиотеки: пространство развития : (по материалам проф. междунар. и межрегион. науч.-практ. конф. и семинаров) : сб. / Межрегион. центр. библ. сотрудничества, Центр. гор. публ. б-ка им. Н.А. Некрасова ; [сост. Э. И. Смирнова, Н. Ю. Спиридонова]. – М., 2004. – 382 с.
  8. Лебедева, Е. Н. Информационно-коммуникационные технологии и технические средства, повышающие адаптационные возможности фокусных социальных групп [Текст] / Е. Н. Лебедева // Технологии социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности : материалы выездного зонального семинара. 14 октября 2011 г. / Ставроп. краев. б-ка для слепых им. В. Маяковского, отдел внестационарного обслуживания ; [сост. С. А. Лосева]. – Ставрополь, 2011. – 49 с.
  9. Лом, Е. Концепция трёх «И». Перекресток зрячих и незрячих миров [Текст] / Е. Лом // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 35–39.
  10. Матвеева, Е. О. Этические аспекты взаимодействия библиотекаря с читателем-инвалидом [Электронный ресурс] / Е. О. Матвеева // Вестник МГУКИ. – 2012. – № 3(47). – С. 205–210. – Режим доступа: http://vestnik.mguki.ru/
  11. Методика независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mincultsk.ru/obsovet.
  12. Овсяникова, Н. В. Социальные представления об инвалидности: корректировка обязательна [Текст] : метод, пособие / Н. В. Овсяникова, Е. Н. Лебедева. – Ставрополь: Кр. б-ка для слепых, 2004 – 53 с.
  13. Организация безбарьерной библиотечной среды для инвалидов-пользователей [Текст] : сб. метод. материалов / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. В. А. Гайдай]. – Мурманск, 2011. – 100 с.
  14. Организация доступности учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] : метод. рекомендации ; [сост. А. Савина] ; Краснодар. краев. спец. б-ка для слепых имени А. П. Чехова. – Краснодар, 2013. – 15с. – Режим доступа: http://kkbs-kuban.narod.ru/NEWS/24news04102013.pdf
  15. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200089976.
  16. Современные тифлоинформационные технологии в реабилитации незрячих и слабовидящих [Электронный ресурс] / РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда» ; [сост. А. В. Николаенко, Е. В. Рыбников]. – Волгоград, 2013. – 32с. – Режим доступа: http://www.infoipi.ru/sreda/
  17. Твердая, Т. В. Использование адаптивных технологий для создания безбарьерной информационно-библиотечной среды: проекты Центральной библиотеки им. М. Л. Кропивницкого г. Николаева [Электронный ресурс] / Л. Н. Варюхина, Т. В. Твердая. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/.
  18. Этические принципы общения с человеком, имеющим инвалидность [Текст] : методич. консультация / М-во культуры Ставроп. края, Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, инновац.-метод. отд. ; [сост. Е. С. Захарова, Е. В. Лиханос]. – Ставрополь, 2014. – 17 с. – (Основы работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ; вып. 2).

Приложение

Тренинги

Тренинги, предлагаемые вашему вниманию, адресованы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной практике призваны изучать и решать проблемы людей с ограниченными возможностями.

Цель тренингов - помощь в осознании каждым своей социальной роли, собственных качеств и приоритетов, необходимых для успешной деятельности в пользу этой категории граждан.

Первый, так называемый «лечебный» тренинг поможет каждому человеку в самосовершенствовании, концентрации собственной позитивной энергии и внимания, необходимых в работе с социально уязвимыми группами населения в общем, и с людьми с ограниченными возможностями, в частности.

Остальные тренинги и тренинговые игры подобраны таким образом, чтобы их мог провести подготовленный библиотекарь с группой коллег или читательской аудиторией.

Лечебный тренинг «Наше энергетическое поле: учимся концентрировать положительную энергию в себе и вокруг себя»

(Советы Восточной медицины)

1)   Встаньте и энергично потрите руки друг о друга, пока не ощутите, как их со всех сторон охватило тепло. Потрите ладони, верхнюю часть рук и боковые стороны.

2)   Шагните вперед, сделайте вдох и на выдохе поднимите руки вверх. Шагните назад, потом с другой ноги сделайте снова шаг вперед. Повторите вдох и движение рук вверх. Повторите всю последовательность движений не меньше 3- х раз. Затем энергично встряхните руками, при этом кисти и пальцы должны оставаться расслабленными и свободными. Постарайтесь представить, как вы разгоняете кровь до самых кончиков пальцев.

3)   Крепко возьмитесь большим и указательным пальцами одной руки за основание большого пальца другой и помассируйте его снизу вверх до ногтя. Сдавите большой палец с каждой стороны и сделайте вдох. Мягко потяните палец на выдохе, а затем быстро отведите большой и указательный пальцы другой руки в сторону. Когда вы будете это делать, представьте разноцветное пламя энергии вокруг большого пальца и как вы распространяете его. Повторите это с каждым пальцем одной руки, затем то же самое с пальцами другой руки.

4)   Теперь поместите ладони перед грудью и прижмите их друг к другу. Каждый раз, когда вы делаете вдох, представляйте, как вы вдыхаете яркий цвет, ощущая или слушая его в вашем теле. Выберите тот, который производит на вас наиболее сильное впечатление. Когда вдыхаете, дайте нижней части живота расшириться и попытайтесь представить, как выбранный вами цвет ощущается или звучит, наполняя живот. На выдохе представьте тот же самый цвет, ощущая или слушая, как он продвигается в руки. Повторить всю процедуру 12 раз. Если ладони у вас станут влажными или липкими, тщательного их вытрите. Затем сильно потрите ладони друг о друга в течение 10 секунд.

5)   Поставьте руки на расстоянии примерно 2 см друг от друга и начните приближать их друг к другу, а затем снова отводить. Сначала делайте это довольно медленно, тщательно прислушивайтесь ко всем ощущениям, которые возникают у вас в ладонях.

Теперь сделайте то же самое, но оставьте руки дальше, друг от друга. Неплохо попробовать легко сближать и разводить руки. Попробуйте делать это очень медленно, затем быстрее, движение может быть сначала очень короткое, потом больше.

Почувствовали ли вы что-либо из перечисленного ниже?

•Ощущение тепла между ладонями, когда вы их сводите.

•Чувство, что вы можете почти отделить это поле тепла по мере того как медленно разводите руки.

•Покалывающее движение в ладонях и пальцах.

•Убеждение, что руки притягивались друг к другу, как будто у вас в ладонях были маленькие магниты.

•Ощущение, как будто между руками у вас помещался большой мягкий воздушный шар и не давал им соединиться вместе.

Все эти ощущения связаны с концентрацией положительной энергетики, с преобразованием вашего эмоционального состояния.

Тренинг «Насколько мы гуманны»

Мы очень часто ругаем общество за жестокость, равнодушие, но насколько гуманны мы сами? Ведущий предлагает участникам проверить себя. В левой части листа бумаги каждый участник в столбик пишет все свои добродетели, которыми он с его точки зрения, безусловно обладает, а с правой стороны - все свои «антидобродетели». Задача ведущего - убедить членов группы при выполнении этого задания быть предельно честными перед собой.

После подобного самоанализа каждым членом группы целесообразно обсудить следующие вопросы:

Можете ли вы назвать себя гуманным человеком?

Что мешает вам совершенствоваться в этом направлении?

Эффективным дополнением к тренингу может стать групповая работа по формулированию продолжения фразы:

Помочь значит...

Поделиться значит...

Уступить значит...

Пожертвовать значит....

Утешить значит...

Простить значит...

Посочувствовать значит...

Понять значит...

Тренинговые игры

«Диалог красивого и безобразного»

Двоим участникам тренинга предлагается выступить в следующих ролях: красивой женщины и безобразного нищего. Ведущий предлагает им придумать диалог, содержанием которого стало бы описание своих ощущений, восприятия другого участника, окружающих, сложившихся отношений с людьми (в соответствии с ролями).

«Трудная ситуация»

В библиотеку в первый раз пришел читатель с тяжелой формой заболевания по зрению. С первого взгляда и с первой фразы вы заметили, что он раздражен, внешне неряшливо одет, допускает резкие выражения в адрес обидевших его чиновников из органов местного самоуправле-ния и уверен в том, что не вызывает у вас ничего кроме неприятия и раздражения.

Как вы поступите? Какими правилами и моральными нормами вы будете руководствоваться в беседе с ним? Как будете вести себя в начале беседы?

Логическим продолжением тренинговой игры может стать обсуждение (с учетом вышеизложенной ситуации) следующих вопросов:

- Что вы вкладываете в понятие «профессиональный долг»?

- «Профессиональная мораль», «профессиональная совесть» - охарактеризуйте эти понятия с точки зрения вашей профессии и специфики работы с инвалидами.

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых