Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2025 год
Александрова, А. Ю. «Играем, размышляем, отвечаем». Дидактическая игра для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / А. Ю. Александрова // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 48–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлена авторская разработка – вариативная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Дидактическая игра будет востребована в работе дошкольных педагогов и профильных специалистов и полезна для закрепления навыков в домашней обстановке.
Бабина, Е. С. Музыка речи: клавесы в логопедической практике в ДОО / Е. С. Бабина // Логопед. – 2025. – № 5. – С. 14–20. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена использованию клавес в логопедической практике с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются преимущества их применения для развития речи, чувства ритма, моторного праксиса, фонематического слуха и коррекции движений. Представленные игры и упражнения с клавесами могут быть использованы логопедами, воспитателями детских садов и родителями, заинтересованными в развитии речи дошкольников.
Барановская, А. В. Дидактическое пособие «Нескучная грамматика» / А. В. Барановская, Н. В. Чигридова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 68–74. – Текст : непосредственный.
Авторы статьи представляют пособие для коррекции и формирования навыка образования первых словоформ у обучающихся с ТНР. Пособие построено на использовании двух дидактических игр. Приводится их описание, даются рекомендации по применению разработки как на занятиях с логопедом, так и дома с родителями для закрепления материала и навыков.
Баратова, М. С. Автоматизация звука [л] в слогах и словах / М. С. Баратова // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 102–107. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий занятия в подготовительной к школе группе на автоматизацию звука [л] с применением биоэнергопластики. Автор подробно описывает упражнения с использованием дыхательной и пальчиковой гимнастики.
Баринова, И. И. Практика формирования первичных коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста с ТНР / И. И. Баринова // Логопед. – 2025. – № 6. – С. 31–41. – Текст : непосредственный.
В статье представлен материал, описывающий практику формирования коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Беликова, А. С. Использование игровой технологии в речевом развитии детей раннего возраста с ЗРР / И. И. Баринова // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 30–35. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается актуальность проблемы развития правильной речи у детей с задержкой речевого развития, обосновывается необходимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития через игровые методы обучения. Автором раскрываются цели и задачи игровой технологии, особое внимание уделяется использованию устного народного творчества и народных игр как эффективного средства развития речи. Описаны различные виды игровых технологий: хороводные игры, игры-потешки, звукоподражательные игры, игры с предметными картинками.
Бушинская, Е. А. Формирование пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. А. Бушинская // Логопед. – 2025. – № 5. – С. 25–32. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями с опорой на интеграцию образовательных областей. Представлена методика формирования пространственных отношений между предметами, выражаемых в активной речи с помощью предлогов посредством введения дополнительных визуально-когнитивных и перцептивно-двигательных стимулов.
Васильева, Е. С. Золотая осень : занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН / Е. С. Васильева // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 66–70. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий фронтального занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по развитию умений составлять небольшие по объёмы предложения, активизировать и развивать словарный запас по теме.
Гончарова, А. Б. Колобок : фронтальное логопедическое занятие для старших дошкольников / А. Б. Гончарова, Д. С. Лопаткина, А. А. Осенкова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 49–52. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий фронтального занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Дети слушают сказку, отвечают на вопросы педагога по ней, а затем создают собственные сюжеты с помощью картинок и рассказывают свою сказку.
Гаврина, О. В. Одежда, обувь, головные уборы : фронтальное логопедическое занятие с использованием техники коллажа / О. В. Гаврина, А. С. Семикина // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 32–40. – Текст : непосредственный.
В статье приводится краткое методическое описание организации занятия с использованием техники коллажа, а также даётся его сценарий для подготовительной к школе группы.
Грушка, А. С. Преодоление нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией / А. С. Грушка // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 6–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлен теоретический обзор эффективных коррекционных методик для старших дошкольников со стёртой дизартрией. Автором рассматриваются как сами классические методы, так и средства, расширяющие их функционал, например дыхательная гимнастика.
Данилина, Ю. В. Особенности работы с неговорящими детьми раннего возраста в условиях Центра диагностики и консультирования / Ю. В. Данилина // Логопед. – 2025. – № 6. – С. 46–49. – Текст : непосредственный.
Автором представлен опыт работы по вопросам речевого развития неговорящих детей раннего возраста.
Добролюбова, М. В. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с речевыми нарушениями / М. В. Добролюбова // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 20–26. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт работы по применению такой формы взаимодействия логопеда и психолога, как бинарные занятия с детьми групп компенсирующей направленности. Описаны методические основы работы над созданием картотеки игр и заданий.
Дмитриева, С. Г. Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [л] / С. Г. Дмитриева, Е. А. Голомага // Логопед. – 2025. – № 5. – С. 49–53. – Текст : непосредственный.
Описано подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [л] для детей с ОНР по сказке «Три медведя». Используя традиционную русскую куклу – матрёшку, логопед развивает речь детей и закрепляет их представление о семейных ценностях.
Дякуновская, С. Н. Развитие речи воспитанников второй группы раннего возраста в разных видах деятельности / С. Н. Дякуновская // Логопед. – 2025. – № 8. – С. 6–16. – Текст : непосредственный.
Представлен анализ исследования развития речи у детей раннего возраста в различных видах деятельности. Описана методология работы с детьми при запуске речи, а также варианты игровых заданий и упражнений, применимых в различных ситуациях. Подведены итоги логопедической работы с детьми раннего возраста за первый учебный год и обобщены полученные результаты.
Жукова, М. А. Нейропособия для коррекции речевых нарушений и развития когнитивных функций у детей / М. А. Жукова // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 102–107. – Текст : непосредственный.
В данной статье рассмотрена роль нейропособий в логопедической практике, наиболее эффективные методики их применения, а также причины их популярности на примере книг серии «Нейро» учителя-логопеда и специалиста в области патологии речи и нейрореабилитации Жуковой Марии Александровны.
Журавлёва, А. Е. Развивающий коврик. Авторское пособие для развития речи / А. Е. Журавлёва // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 51–57. – Текст : непосредственный.
В статье представлено авторское пособие для развития и коррекции речи, а также обучению чтению дошкольников 6–7 лет. Описана технология его изготовления, работы с ним, предложены варианты игр.
Климова, О. Ю. Нейроковрики в логопедической работе с детьми / О. Ю. Климова // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 75–82. – Текст : непосредственный.
Автор статьи, ссылаясь на исследования ведущих российских учёных, отмечает, что развитие речи невозможно без двигательного развития, и представляет конкретные описания авторских игр с использованием нейроковриков, относящихся к числу наиболее эффективных средств коррекции и помогающих добиться максимально возможных успехов в преодолении речевых затруднений у дошкольников.
Королькова, Н. П. «Квест для дошколят». Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Королькова // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 42–47. – Текст : непосредственный.
Автор оценил роль шахмат в интеллектуальном развитии ребёнка. В статье представлены дидактические игры из авторского пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по усвоению ими предлогов и содержит в себе использование шахматной доски и шахматных фигур.
Кравченко, С. В. Игровая логопедическая мозаика. Комплект для индивидуальных логопедических занятий в условиях логопункта / С. В. Кравченко // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 45–50. – Текст : непосредственный.
В статье представлена картотека игр на основе игрового набора «Дары Фрёбеля», разработанная и изготовленная автором. В ней содержатся игры на развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха и грамматического строя у детей с ОНР.
Кравченко, Л. В. Игры для интеллектуально-речевого развития детей с ТНР / Л. В. Кравенко // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 64–67. – Текст : непосредственный.
Представлена картотека авторских игр для работы со старшими дошкольниками с ТНР. Автор использует специально оформленное напольное пространство, а также атрибуты шансовых игр, особенность которых в том, что после знакомства с правилами ребёнок может играть самостоятельно или со сверстниками.
Краюшкина, И. А. В гостях у сказки «Гуси-лебеди» / И. А. Краюшкина // Логопед. – 2025. – № 5. – С. 54–57. – Текст : непосредственный.
Занятия по подготовке к обучению грамоте очень важны для дошкольников с ТНР как профилактика нарушений чтения и письма при обучении в школе. Организация разнообразных занятий позволяет сделать такую работу не только полезной, но и увлекательной. Данный конспект предлагает детям погрузиться в сюжет известной сказки и закрепить полученные ранее знания, умения и навыки.
Кремлёва, С. В. Коррекционно-образовательный маршрут детей с сенсорной алалией / С. В. Кремлёва // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 27–40. – Текст : непосредственный.
В статье описывается клиническая картина нарушения речи у дошкольников с сенсорной алалией и уровень развития их речевых процессов, даётся психолого-педагогическая характеристика. Автором показана этапность логопедической коррекции детей с сенсорной алалией в её связке с информационно-коммуникационной образовательной технологией: раскрывается содержание интерактивных игр с использованием программно-дидактического комплекса «Логомер-2» и тренажёра «Учимся говорить правильно» в рамках развития импрессивной и экспрессивной речи.
Кретинина, Ю. К. Сформированность речи как компонент готовности к школьному обучению. Тенденции и проблемы / Ю. К. Кретинина, Е. Ф. Рабина // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 45–50. – Текст : непосредственный.
Автором рассматриваются базовые компоненты, составляющие речевую готовность поступающих в первый класс, а также перечень ошибок, возникающих вследствие несформированности выделенных умений, представлены статистические данные ПМПК о детях с речевыми нарушениями на момент поступления в школу.
Кудряшова, М. Н. «Морское путешествие» : логопедическое занятие для старших дошкольников с ТНР / М. Н. Кудряшова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 53–57. – Текст : непосредственный.
В статье описано занятие по закреплению у детей с ТНР знаний о звуковом составе слова, навыка образования притяжательных прилагательных и умения ориентироваться в пространстве, а также по развитию фонематического слуха и кинестетических ощущений.
Кучаева, О. П. Речевой досуг «Путешествие на буквенные острова» для детей 6–7 лет / О. П. Кучаева, А. В. Хожайнова // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 78–83. – Текст : непосредственный.
Описан речевой досуг для детей 6–7 лет с речевыми нарушениями, направленный на закрепление навыков и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Ларионова, М. В. «Задаём вопросы» / М. В. Ларионова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 21–24. – Текст : непосредственный.
Авторомизложен опыт разработки универсального авторского пособия, помогающего научить детей с нарушениями речи задавать развёрнутые вопросы различных типов. Приводится типология вопросов, описывается методика работы с пособием, а также пример организации игры на его основе.
Легкова, Ю. П. Авторское пособие «Станция звуков». Развитие фонематического восприятия у детей с ТНР / Ю. П. Легкова // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 68–72. – Текст : непосредственный.
Развитие мышления и речи – тесно связанные процессы формирования человеческой личности. Автор даёт небольшое теоретическое обоснование важности обоих процессов, описывает своё пособие для развития фонематического восприятия у детей с ТНР, а также приводит варианты занятий с ним. Пособие подходит как для индивидуальной, так и парной или групповой работы.
Макарова, Э. В. Создание экологического видеоблога с детьми логопедической группы / Э. В. Макарова, Ю. И. Тумайкина, О. М. Богданова // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 21–25. – Текст : непосредственный.
В культурном опыте ребёнка находится представление о видеорепортажах. Педагоги, по мнению автора статьи, могут использовать этот ресурс в организации образовательного процесса. В статье описывается опыт создания экологического видеоблога и сопутствующая работа.
Мануилова, Т. А. Моя Родина – Россия : логопедическое занятие по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет с ТНР / Т. А. Мануилова // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 71–77. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие по патриотическому воспитанию для старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с использованием наглядного, интерактивного материала и адаптированных под речевые возможности воспитанников методов и приёмов.
Маракаева, С. Е. Что такое нероигры и почему они важны / С. Е. Маракаева // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 73–75. – Текст : непосредственный.
Автором описан опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в области нейропсихологии. Так, указывая на важность использования нейроигр для развития межполушарного взаимодействия, автор приводит пример игры и раздаточного материала для её организации и проведения. Даются также методические рекомендации.
Марковская, Н. Н. «Весёлый звук [э]». Логопедическое занятие для старших дошкольников с ОНР / Н. Н. Марковская // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 52–57. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР. Непосредственная образовательная деятельность направлена на развитие фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Занятие соответствует плану коррекционно-развивающей работы и требованиям Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР (под ред. Л.В. Лопатиной), на основе которой было составлено.
Марьян, О. В. Коррекционно-развивающие игры при подготовке детей с ОНР к овладению грамотой / О. В. Марьян // Логопед. – 2025. – № 6. – С. 102–104. – Текст : непосредственный.
В работе логопедов с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста игровые ситуации помогают развивать фонематический слух, понимание слов, способствуют приобретению коммуникативных навыков. Включение в коррекционной процесс разных каналов восприятия ребёнка повышает продуктивность работы. В предлагаемой статье приводится пример шуточных стихотворений для создания игровой ситуации.
Меженинова, А. В. Дидактическая игра «Волшебный фонарик» / А. В. Меженинова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 74–77. – Текст : непосредственный.
В статье представлено описание авторской игры на закрепление звукопроизношения, используемой на логопедических занятиях. Благодаря универсальности игру могут использовать не только педагоги ДОО, но и родители.
Машкина, Е. В. С пуговицами играем и звук [р] закрепляем : индивидуальное логопедическое занятие / Е. В. Машкина // Логопед. – 2025. – № 5. – С. 65–73. – Текст : непосредственный.
Предложено занятие на автоматизацию звука [р], состоящее из игр с пуговицами для отработки его правильного произношения, обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи. Занятие проводится в индивидуальной форме, отрабатывается автоматизация сонорного звука в различных речевых играх с пуговицами.
Машкова, Н. П. Поиграй со мной : логопедическое занятие в подготовительной к школе группе в условиях логопункта / Н. П. Машкова // Логопед. – 2025. – № 6. – С. 42–45. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по автоматизации звука [р] в словах, во фразах, в связной речи с использованием различных игровых приёмов. Занятие формирует у детей навыки сотрудничества, взаимопомощи, любви и сострадания к животным.
Молькова, Н. В. Народная кукла в коррекционной работе / Н. В. Молькова // Дошкольное воспитание. – 2025. – № 4. – С. 42–49. – Текст : непосредственный.
Народная кукла, обереги – один из интересных «инструментов» работы с детьми для коррекции речевых нарушений. В статье представлены речевые игры, описана технология изготовления куклы, методика составления описательных рассказов, подобранны игры для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и других важных умений.
Назарова, О. С. Речевые пятиминутки как средство речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями / О. С. Назарова, С. В. Шкурлатова // Логопед. – 2025. – № 6. – С. 55–62. – Текст : непосредственный.
Описаны речевые пятиминутки, которые содержат методический материал по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, мелкой моторики для детей с нарушениями речи.
Отрошко, Г. В. «Кубидом» : многофункциональное пособие для формирования зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушениями речи / Г. В. Отрошко, Е. В. Репецкая // Логопед. – 2025. – № 6. – С. 74–80. – Текст : непосредственный.
Автором представлены приёмы логопедической работы в сочетании с развитием зрительно-пространственных функций у дошкольников с речевыми нарушениями посредством авторского многофункционального пособия «Кубидом», которое даёт возможность коррекционной работы с опорой на ведущие анализаторные системы.
Петрова, В. Н. Проблемы восприятия и понимания текстов художественной литературы дошкольниками с ТНР / Н. В. Петрова // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 11–29. – Текст : непосредственный.
Автором рассматриваются теоретические аспекты восприятия и понимания текстов художественной литературы детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предложены методы и приёмы логопедической работы, направленные на развитие речевых и когнитивных навыков у данной категории детей.
Потёмкина, Н. А. Мой любимый город : развивающее занятие в старшей группе / Н. А. Потёмкин, Н. В. Минаева // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 62–65. – Текст : непосредственный.
Представленное совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога, направленное на формирование коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями.
Роттер, М. А. Дифференциация звуков [у], [а]. Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений детей 4–5 лет с ТНР / М. А. Роттер // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 26–31. – Текст : непосредственный.
Автор предлагает вариант занятия на дифференциацию гласных звуков, где в игровой форме дети выполняют задание на развитие фонетико-фонематических представлений. Занятие построено с учётом возможностей детей с ТНР и сочетает в себе различные приёмы и элементы здоровьесберегающих технологий.
Рубинская, Н. В. Формирование верхнего подъёма языка у детей с миофункциональными нарушениями / Н. В. Рубинская // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.
В статье представлена картотека упражнений, позволяющих сформировать верхний подъём языка у детей с миофункциональными нарушениями. Подробно описаны рекомендации и противопоказания для выполнения упражнений. Предложены статические и динамические упражнения.
Савенко, М. А. Использование мозаик для автоматизации и дифференциации звуков / М. А. Савенко // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 53–58. – Текст : непосредственный.
Представлено использование игр, в том числе мозаики на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Автором дано описание игр и приведены примеры.
Самойленко, А. О. Развитие творческого мышления старших дошкольников на логопедических занятиях / А. О. Самойленко // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 98–102. – Текст : непосредственный.
Автор статьи демонстрирует, как творческие задания способствуют не только автоматизации звуков, но и развитию гибкости мышления, социальных навыков и эмоциональной устойчивости. Представлены практические методы в рамках использования игровых технологий.
Самойленко, А. О. Что делать, если ребёнок не говорит? Семь лучших игр для запуска речи / А. О. Самойленко // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 84–91. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена актуальной проблеме задержки речевого развития у детей. Автор предлагает практические инструменты её решения. Основной акцент сделан на игровых методиках стимулирования речи через развитие моторики, артикуляции, дыхания, звукоподражания и слоговой структуры. Сформулированы ключевые правила индивидуальной работы с детьми, подробно описаны игры, адаптированные для домашнего использования и занятий с логопедом, даны рекомендации по их применению.
Сидорова, Т. С. Картотека авторских игр «Учим читая» / Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 31–36. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается авторская методика использования схем, таблиц, карточек, бус с гласными звуками на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях для успешного формирования голосовых интонационных модуляций и последовательной отработки чёткой артикуляции.
Сунагатуллина, А. Ф. Защитники Отечества : логопедическое занятие для детей с речевыми нарушениями / А. Ф. Санагатуллина // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 40–44. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие для детей средней группы, посвящённое знакомству с военными профессиями и воспитанию патриотизма. На занятии также дети отрабатывают звукопроизношение, пополняют словарь, закрепляют усвоенные ранее навыки.
Сычёва, С. В. Взаимодействие специалистов в образовательной системе коррекционной направленности / С. В. Сычёва, Ю. Н. Микрюкова // Логопед. – 2025. – № 7. – С. 51–61. – Текст : непосредственный.
В статье представлено взаимодействие всех специалистов ДОО, участников коррекционно-образовательного процесса в группах, где обучаются дети с ТНР. Статья носит практико-ориентированный характер, в ней приводятся практические примеры организации деятельности с детьми с ТНР.
Таран, И. В. Игровые упражнения как средство формирования правильной речи у дошкольников с ОНР / И. В. Таран // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 20–25. – Текст : непосредственный.
В статье представлены игровые упражнения на автоматизацию звуков, которые не только учителя-логопедам, но и воспитателям помогут научить ребёнка безошибочно произносить звук. Данные упражнения формируют мотивацию и развивают артикуляционный уклад.
Телепень, Т. С. Дидактический потенциал визуальных средств в работе учителя-дефектолога с детьми с ТНР / Т. С. Телепень // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.
В статье описан дидактический потенциал визуальных средств в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Приведены примеры использования ИКТ, коррекционного стола, мнемотехники, инфографики и других.
Тихомирова, Е. В. Подгрупповое логопедическое занятие в первом классе «Птицы» на автоматизацию звука [с] / Е. В. Тихомирова, Е. В. Абрамова // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 77–90. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) как вариант оптимального построения уроков в контексте ФГОС с сочетанием традиционных и современных технологий коррекционного обучения.
Тулаева, Е. В. Многофункциональное пособие «Помощник логопеда». Формирование мотивации у дошкольников с ОНР и ЗПР на логопедических занятиях / Е. В. Тулаева // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 57–60. – Текст : непосредственный.
Во время проведения занятий с особенными детьми логопеды часто сталкиваются с проблемой невнимания и нежелания обучающихся работать и познавать. Как создать условия для формирования мотивации у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях? Автор предлагает вариант решения проблемы – изготовление необычных пособий из бросовых материалов.
Федирко, Э. И. Головные уборы, обувь. Занятие для детей с ОНР в старшей группе / Э. И. Федирко // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 57–61. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Предложенное занятие наполнено упражнениями дидактическими играми и завершается самостоятельной творческой деятельностью на основе изученного и закреплённого материала.
Филатова, Т. В. Занятие по развитию связной речи в старшей группе / Т. В. Филатова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 103–107. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей 5–6 лет в группе компенсирующей направленности на закрепление умений описывать фрукты с помощью опорных схем.
Ханафина, Л. М. Картотека игр на дифференциацию звуков [л] и [в] / Л. М. Ханафина // Логопед. – 2025. – № 4. – С. 76–79. – Текст : непосредственный.
Автор, заметив нехватку материала для закрепления и дифференциации звуков [л] и [в], разработал собственную картотеку дидактических игр, которые и описывает в предлагаемой статье. Помимо речевого развития представленные игры стимулируют познавательную деятельность и мелкую моторику.
Чуйко, Е. В. Системный подход к развитию вестибулярно-моторной координации и речи детей с ТНР / Е. В. Чуйков // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 92–102. – Текст : непосредственный.
Автор статьи приводит концепцию моторного развития, подробно рассматривая теоретические аспекты, а также практические средства компенсации нарушений разных уровней моторной активности. Даны примеры конкретных игр и упражнений.
Чумакова, М. В. «Дом, в котором мы живём» : логопедическое занятие в подготовительной к школе группе / М. В. Чумакова // Логопед. – 2025. – № 3. – С. 44–48. – Текст : непосредственный.
Автором представлен сценарий логопедического занятия в подготовительной к школе речевой группе для детей с ТНР. Под руководством логопеда в игровой форме дети закрепляют навыки звукового анализа, слогового чтения и синтеза слов, учатся делить слова на слоги. В представленном материале отражена тема дома и Отечества.
Щепотьева, К. В. Речевое театрализованное мероприятие по сказке «Теремок» / К. В. Щепотьева // Логопед. – 2025. – № 2. – С. 69–74. – Текст : непосредственный.
Автор приводит сценарий речевого мероприятия в подготовительной к школе логогруппе детского сада, позволяющего реализовать сразу несколько логопедических задач: формирование фонематического восприятия, грамматического строя речи, навыка работы в коллективе, работы над интонацией и силой голоса. Занятие проходит в форме театрализованной игры, что значительно повышает заинтересованность и вовлечённость детей в процесс.
Юношева, А. А. Использование ассоциаций для дифференциации согласных по твёрдости/мягкости / А. А. Юношева // Логопед. – 2025. – № 5. – С. 43–47. – Текст : непосредственный.
Представлено описание логопедических приёмов создания и применения ассоциативных символов, придуманных детьми, для дифференциации согласных звуков по твёрдости/мягкости. Подробно освещаются этапы работы в этом направлении, также приводятся примеры конкретных игр и упражнений.
Яценко, М. В. Волшебное слово «СПАСИБО». Логопедическое мероприятие для детей с ОНР старшей группы / М. В. Яценко // Логопед. – 2025. – № 1. – С. 98–107. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое мероприятие для старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в ходе которого дети в игровой форме развивают словарный запас, связную речь, логическое мышление, речевое внимание и память, закрепляют изученные буквы и цифры, учатся быть вежливыми и доброжелательными друг к другу.



























