Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

2023 год

 

Алёхина, Ю. Г. Интерактивный квест «Скоро в школу» с использованием интерактивной SMART-доски : досуг для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста / Ю. Г. Алёхина, Е. А. Скворцова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 26–29. – Текст : непосредственный.

Представлен сценарный ход интерактивного квеста «Скоро в школу», направленного на обобщение и повторение изученного материала по теме «Школа» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Афоничев, П. А. Россия – Родина моя : спортивно-познавательное развлечение для детей 4-5 лет с ОВЗ / П. А. Афоничев, Н. В. Клепикова, М. В. Ленцова // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 48–53. – Текст : непосредственный.

В статье представлен конспект сценария спортивно-познавательного развлечения, в ходе которого дети обобщат свои знания о Родине, разовьют интерес к государственному устройству России.

Банникова, О. А. Использование приёмов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ: начальный этап «запуска» речи / О. А. Банникова // Логопед. – 2023. – № 6. – С. 15–22. – Текст : непосредственный.

В статье представлен опыт работы по запуску речи у неговорящих детей посредствам сенсомоторной интеграции. Описаны развивающие методы и технологии занятий, применяемые на всех этапах коррекционной деятельности.

Березина, Т. А. Родительский клуб «Шаг на встречу» как одна из форм работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ / Т. А. Березина // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 81–85. – Текст : непосредственный.

В статье представлена работа родительского клуба по воспитанию детей с ОВЗ. Представлены цели и задачи, даются методические рекомендации и полезные советы.

Богомолова, В. С. Мамочка любимая! : [сценарий конкурса чтецов для детей с ОВЗ] / В. С. Богомолова, А. Ю. Казакова, Е. С. Товкач, М. В. Усова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 38–41. – Текст : непосредственный.

Представлен сценарий проведения конкурса чтецов для детей с ОВЗ, посвящённого Дню матери и направленного на развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

Бруцкая, К. А. Сравнительный анализ психологических моделей прародителей, воспитывающих внуков с ограниченными возможностями здоровья / К. А. Бруцкая, С. Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 26–38. – Текст : непосредственный.

В данной статье впервые представлена попытка эмпирическим путём изучить степень участия прародителей в воспитании внуков с ОВЗ. Выявлены и описаны две группы прародителей: «Бабушка-воспитатель» (участвует в воспитании ребёнка наравне с родителями), «Бабушка выходного дня» (выполняет роль воспитателя выходного дня).

Быкова, Т. А. Игровое логопедическое пособие «Конструктор-тренажёр «Нейроладошки» / Т. А. Быкова // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 65–73. – Текст : непосредственный.

В статье представлено авторское пособие с нейропсихологическими приёмами, направленное на развитие речи. В его основе лежит принцип синхронизации работы полушарий головного мозга. Является отличным тренажёром по развитию ритма, формированию фонематического восприятия, автоматизации звуков в слогах, словах, чистоговорках, при отработке слоговой структуры слова.

Ванина, Л. П. Мультипликация как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ / Л. П. Ванина, Т. В. Малькова, В. А. Наумова //Логопед. – 2023. – № 5. – С. 14–18. – Текст : непосредственный.

В статье представлен опыт работы учителей-логопедов по созданию мультфильмов совместно с детьми. Данная познавательно-развивающая технология применяется в том числе и для преодоления речевых нарушений у воспитанников.

Вахитов, Р. Р. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей с ОВЗ в условиях дистанционного образования / Р. Р. Вахитов, Е. В. Абрамкин, А. В. Емельянов // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 2. – С. 18–19. – Текст : непосредственный.

В статье рассматривается организация и проведение занятий по физической культуре для детей с ОВЗ в условиях цифровизации образовательного процесса. Описаны основные преимущества дистанционных занятий по физической культуре, представлены наиболее популярные формы преподавания в условиях инновационного формата обучения.

Волкова, С. В. Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Волкова, А. В. Закрепина, Т. Ю. Бутусова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 4–14. – Текст : непосредственный.

В статье представлены материалы, отражающие результаты теоретико-методологического анализа проблемы преемственности в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах и уровнях образования.

Воронцова, Н. Г. Занятие по патриотическому воспитанию с использованием МЭО : для старших дошкольников / Н. Г. Воронцова, Н. А. Гурьева // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 32–36. – Текст : непосредственный.

В статье представлено занятие по патриотическому воспитанию с использованием различных интерактивных заданий.

Гаспарян, Л. В. Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребёнка с ОВЗ / Л. В. Гаспарян // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 12–17. – Текст : непосредственный.

В статье раскрываются общие стратегии воспитания ребёнка с ОВЗ, формы совместной работы с домом и школой, призванные наладить взаимодействие школы и семьи в воспитании такого ребёнка. Описывается разработанная модель взаимодействия школы и семьи, направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного потенциала семьи.

Горохова, М. С. Междисциплинарная консультативная деятельность в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей / М. С. Горохова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 55–62. – Текст : непосредственный.

В статье представлены результаты анализа причин обращения родителей детей с ОВЗ за психолого-педагогической помощью. Показана деятельность Института коррекционной педагогики по оказанию психолого-медико-педагогических услуг детям с ОВЗ с целью выявления их потенциальных возможностей и адаптации к социуму. Сделан вывод о значении междисциплинарного подхода к диагностике развития и проектированию индивидуального образовательного маршрута.

Дубровина, Я. С. Адаптивная физическая культура для детей с врождёнными нарушениями функции кожи / Я. С. Дубровина, С. П. Евсеев, О. Н. Владимирова // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 2. – С. 20–22. – Текст : непосредственный.

Совокупность сенсорной, психической, двигательной депривации обуславливает чрезвычайные трудности в обучении, а также в значительной степени затрудняет жизнедеятельность ребёнка. Адаптивная физическая культура для детей с врождёнными нарушениями функции кожи вследствие врождённого буллезного эпидермолиза и ихтиоза является одним из действенных и эффективных средств, направленных на улучшение социальной адаптации детей, приобретение самостоятельности, мобильности и максимальной независимости от окружающих.

Еремеевская, О. С. Помогайчики : речевое пособие для детей 5–6 лет с ОВЗ / О. С. Еремеевская // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 64–70. – Текст : непосредственный.

В статье представлено авторское речевое пособие «Помогайчики» для комплексной работы языка и рук при выполнении артикуляционной гимнастики. Его могут использовать в работе учителя-логопеды, воспитатели, родители.

Жесткова, Л. С. Необычное путешествие по городам мира интерактивное занятие для детей 6–7 лет с ОВЗ / Л. С. Жесткова, Н. В. Лузай // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 42–49. – Текст : непосредственный.

Автором представлено совместное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда, где дети старшего дошкольного возраста совершают увлекательное путешествие по городам мира, знакомятся с необычными достопримечательностями, выполняют задания и упражнения на развитие речевых способностей.

Ильина, Е. В. «Путешествие в страну Чистоландию» : мероприятие с использованием квест-игр для детей 5–7 лет с ОВЗ / Е. В. Ильина, Н. Н. Вагачева // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 61–65. – Текст : непосредственный.

Данный сценарий может быть интересен воспитателям групп компенсирующей направленности при организации досуга для детей среднего и старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Иосевич, Н. В. Современные подходы в создании здоровьесберегающего пространства гимназии для детей младшего школьного возраста / Н. В. Иосевич // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 88–95. – Текст : непосредственный.

В статье рассмотрены разные подходы в организации здоровьесберегающего пространства для детей младшего школьного возраста. Приведены примеры работы поданному направлению с родителями и педагогами в образовательном учреждении.

Кириллова, К. А. Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья / К. А. Кириллова // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 2. – С. 48–50. – Текст : непосредственный.

Статья посвящена разработке эффективной методики формирования здорового образа жизни у студентов с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры. С помощью педагогического эксперимента была проверена эффективность предложенной методики, выявлены её сильные и слабые стороны.

Клепикова, Н. В. Кружок дополнительного образования «АБВГДейка» для детей с ОВЗ / Н. В. Клепикова // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 22–27. – Текст : непосредственный.

В статье представлен конспект занятия в кружке дополнительного образования «АБВГДейка». Дети продемонстрируют родителям знания, умения и навыки, которые они получили в течение первого года обучения в кружке.

Коваленко, А. В. VR-технологии в реабилитационной работе: оценка влияния игровой системы «Кинект» / А. В. Коваленко, М. В. Жданов // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 12–17. – Текст : непосредственный.

В статье проведён анализ применения инновации VR-технологии в реабилитационной работе на примере игровой системы «Кинект». Даются рекомендации и приводятся примеры, позволяющие эффективно использовать данную систему.

Коробейников, И. А. Прикладные результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 28–42. – Текст : непосредственный.

В статье раскрываются цель и основные задачи пролонгированного клинико-психолого-педагогического исследования основных нозологических категорий современных детей с ограниченными возможностями здоровья, выполняемого научным коллективом Института коррекционной педагогики. Представлены результаты, базирующиеся на исходных положениях концепции и научной программы исследования, но носящие преимущественно прикладной характер и ориентированные на широкую аудиторию специалистов-практиков, непосредственно работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Кравченко, Л. В. Кинезиологические упражнения для речевого и умственного развития дошкольников : мастер-класс для педагогов / Л. В. Кравченко // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 19–27. – Текст : непосредственный.

Использование кинезиологических упражнений сегодня признано одним из наиболее эффективных методов психофизиологического развития дошкольников. В статье представлен мастер-класс для педагогов, во время которого воспитатели и инструкторы ДОО смогут ознакомиться с основными принципами и инструментарием кинезиологии.

Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов / М. С. Кузнецова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 44–53. – Текст : непосредственный.

В статье приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико-психолого-педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлено описание проведённого исследования и проанализированы ответы специалистов междисциплинарной команды.

Кузьмичёва, Е. Н. Семейная гостиная «Развитие мелких движений пальцев рук у детей с ОВЗ» / Е. Н. Кузьмичёва // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 82–85. – Текст : непосредственный.

В статье приводится совместное занятие родителей и детей. Проведение семейных гостиных в детском саду – одна из форм работы с родителями, позволяющая организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Встреча направлена на ознакомление с приёмами развития мелкой моторики в домашних условиях с целью преодоления речевого недоразвития детей с ОВЗ.

Ланская, О. В. Комплексная реабилитация, социальная интеграция и развитие двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж / О. В. Ланская, А. Д. Лысов // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 2. – С. 50–53. – Текст : непосредственный.

В статье обсуждаются вопросы о комплексной реабилитации, социализации и развитии двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж.

Лещева, О. А. Педагогический проект «АБВГДейка»: взаимодействие с родителями по обучению детей грамоте / О. А. Лещева //Логопед. – 2023. – № 4. – С. 74–81. – Текст : непосредственный.

Представлен педагогический проект с использованием инновационных технологий, направленный на подготовку к обучению грамоте детей 6–7 лет с ОВЗ с участием учителя-логопеда, ребёнка и родителей (законных представителей).

Лощаков, А. М. Социализация личности студента с ОВЗ в процессе адаптивного физического воспитания / А. М. Лощаков, А. А. Антонов, М. А. Лушников // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4. – С. 31–33. – Текст : непосредственный.

Автором подчёркивается необходимость формирования у студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья рационального взгляда на адаптивное физического воспитание как на социализирующую систему. В статье представлен анализ результатов, проведённого анкетирования студентов вузов Ивановской области, в сфере адаптивного физического воспитания.

Макаренко, Е. С. «Следопыты» : интерактивное логопедическое занятие на развитие фонематического слуха детей с ОВЗ / Е. С. Макаренко // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 95–99. – Текст : непосредственный.

В статье представлено интегрированное занятие по развитию речевых процессов у детей 6–7 лет с ОВЗ. Формат путешествия и использование интерактивных игр Мерсибо способствуют развитию мотивации, познавательной и двигательной активности детей.

Мызникова, Л. А. Формирование учебной мотивации на логопедических занятиях у младших школьников с ОВЗ / Л. А. Мызникова // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 82–94. – Текст : непосредственный.

В статье обобщён опыт работы учителя-логопеда по формированию учебной мотивации у различных категорий детей с ОВЗ младшего школьного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий.

Ненахов, И. Г. Коррекция патологических двигательных стереотипов у лиц с рассеянным склерозом средствами адаптивной физической культуры / И. Г. Ненахов, Ю. А. Ковалева // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 2. – С. 28–29. – Текст : непосредственный.

Рассеянный склероз является прогрессирующим заболеванием центральной нервной системы. Одной из главных стратегий в физической реабилитации и адаптивной физической культуре является как можно медленнее утрачивать статус трудовой, бытовой независимости, а также как можно дольше сохранять двигательные функции. Коррекция навыка ходьбы, переучивание двигательного стереотипа позволяет перемещение сделать более безопасным, эффективным и менее энергозатратным, что в свою очередь не будет провоцировать усугубление вторичных нарушений.

Панова, Ю. Э. Нейропсихологический подход в отношении психофизического развития ребёнка : консультация для педагогов / Ю. Э. Панова // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 28–33. – Текст : непосредственный.

В статье представлены ответы и пояснения на частые, актуальные вопросы относительно понимания нейропсихологического подхода в психофизическом развитии ребёнка для учителей-логопедов и других педагогов. Пояснена важность современного подхода в отношении логопедии: с основ взаимосвязи функционирования мозга ребёнка и высших психических функций. Также даны примеры рекомендаций для педагогов по использованию нейропсихологического подхода.

Подберезко, Н. А. Особенности практики проведения физкультурно-спортивных мероприятий для студентов с отклонениями в состоянии здоровья / Н. А. Подберезко // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4. – С. 33–34. – Текст : непосредственный.

В современном мире возникла необходимость разработки физкультурных и спортивных мероприятий не только для людей с инвалидностью и/или ОВЗ, но и для людей имеющих специальную медицинскую группу или 3 группу здоровья, как один из факторов раскрытия психофизического потенциала, повышения интереса и мотивации к регулярным занятиям физической культурой, без ущемления прав такой категории людей.

Рыжикова, Д. С. Весёлая зрительная гимнастика : здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ / Д. С. Рыжикова // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 18–21. – Текст : непосредственный.

В статье представлены три непохожие друг на друга авторские динамические паузы в форме лаконичных увлекательных игр, направленных на разгрузку зрения. Они легко вольются в любую сюжетную линию занятия, помогут уточнить пространственные представления на уровне собственного тела и окружающего пространства.

Сергеева, Т. Г. Инновационные технологии в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Т. Г. Сергеева, Н. Ю. Грешилова, Н. В. Ковалькова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 17–22. – Текст : непосредственный.

В статье представлены инновационные технологии, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольной образовательной организации: технологии функционального биоуправления, сенсорная интеграция. Дано описание предметно-развивающей среды в ДОО для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Соловьёва, Т. А. К вопросу об оценке образовательных достижений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Т. А. Соловьёва, А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 7–17. – Текст : непосредственный.

В статье затрагивается одна из актуальных проблем современного специального образования – проблема оценки образовательных результатов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование по цензовым вариантам адаптированных основных образовательных программ. С целью решения выявленной проблемы ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» по заказу Минпросвещения России проводит научную работу, первые результаты которой представлены в данной статье. Авторы раскрывают логику исследования, опирающуюся на методологический анализ сложившихся в российской науке представлений о возможностях и потребностях школьников с нарушениями развития. Впервые обобщены и описаны подходы к созданию оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями.

Степоненкова, С. А. Игровые приёмы в установлении контакта с ребёнком с ООП в период адаптации к коррекционной деятельности / С. А. Степоненкова, О. Г. Рерих // Логопед. – 2023. – № 6. – С. 28–39. – Текст : непосредственный.

В статье представлен теоретический и практический материал по использованию игровых приёмов для установления контакта с ребёнком с ООП в период адаптации к условиям коррекционной деятельности.

Тулаева, Е. В. Авторские игры по коррекции 1 типа слоговой структуры слова у детей с ОВЗ / Е. В. Тулаева // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 56–71. – Текст : непосредственный.

В статье представлена методика работы по коррекции 1 типа слоговой структуры слова у детей с ОВЗ на одном речевом материале в различных вариантах игр.

Чистова, В. К. Интерактивное мероприятие «Сто к одному» для учащихся 5-го класса с ОВЗ / В. К. Чистова, О. Г. Закатова // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 56–59. – Текст : непосредственный.

В статье представлено интерактивное мероприятие для учащихся 5-го класса с ОВЗ, направленное на сохранение психологического здоровья и комфортного климата в классе.

Шерстобитова, С. Ю. «Стихи С. Я. Маршака» : конспект интегрированного занятия с детьми 6–7 лет с ОВЗ / С. Ю. Шерстобитова, А. М. Джунусова // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 40–48. – Текст : непосредственный.

Статья содержит технологическую карту интегрированной НОД с детьми с ОВЗ в подготовительной к школе группе. Описаны цель, задачи, методы и приёмы занятия, логика образовательной деятельности. Данный конспект можно рекомендовать как пособие для педагогов ДОО при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с произведениями С. Я. Маршака.

Шумских, Е. В. Сопровождение родителей, имеющих особых детей, в условиях сельской местности / Е. В. Шумских, Л. Р. Нурмухаметова, Н. В. Шамуратова // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 98–101. – Текст : непосредственный.

В статье показана модель работы с родителями особых детей в условиях сельской местности. Представлены разные формы сопровождения детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых