Обучение детей со сложными дефектами развития

2023 год

 

Абкович, А. Я. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжёлых множественных нарушений развития / А. Я. Абкович, А. Ю. Хохлова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 31–43. – Текст : непосредственный.

Представленная работаявляется частью широкомасштабного исследования клинико-психолого-педагогических особенностей современной популяции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Была исследована одна из наименее изученных групп детей указанной категории – детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития, работа с которыми вызывает наибольшие трудности в педагогической практике. Описаны результаты исследования особенностей детей 3–9 лет, чьи родители обратились за консультативной помощью в профильную организацию.

Борисова, Н. А. Особенности кормления детей школьного возраста с ТМНР / Н. А. Борисова, М. В. Петрова // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 25–31. – Текст : непосредственный.

В статье рассматриваются вопросы кормления детей с ТМНР школьного возраста, показаны точки контроля при кормлении, способы поддержки головы, алгоритм приёма пищи и питья из стакана, положение взрослого при кормлении.

Ветрова, М. А. Формирование стереотипа учебного поведения у детей тяжёлыми множественными нарушениями развития на занятии «Круг» / М. А. Ветрова, А. О. Ветров, А. С. Мигачев // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 50–58. – Текст : непосредственный.

Представлен опыт формирования стереотипа учебного поведения на примере выработки у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), ряда отдельных поведенческих паттернов, необходимых для участия в занятии «Круг». Занятие «Круг» одно из самых важных организационных мероприятий при обучении в классе детей с нарушениями в развитии.

Воронова, Е. К. Особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей 6-7 лет с диагнозом моторная алалия и с задержкой психического развития / Е. К. Воронова, О. Ю. Королёва // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4. – С. 21–23. – Текст : непосредственный.

В статье представлены общие и специфические особенности развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с диагнозами моторная алалия и задержка психического развития. В ходе исследования выявлены специфические особенности развития кисти и пальцев рук у детей с разными диагнозами.

Головчиц, Л. А. Хрестоматия «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» / Л. А. Головчиц, М. А. Переверзива // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 28–34. – Текст : непосредственный.

В статье представлен анализ материалов хрестоматии «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» (XX век), включающий данные научных исследований в области изучения и образования лиц со сложными сенсорными нарушениями. В хрестоматию включены статьи известных учёных прошлого столетия по проблемам слепоглухоты, сочетание умственной отсталости с нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы.

Гренкова, Н. А. Особенности комплексного медико-психолого-педагогического подхода к проблеме преодоления коморбидных нарушений развития в раннем возрасте / Н. А. Гренкова // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 19–27. – Текст : непосредственный.

В статье обоснована важность комплексного изучения теоретических и методологических основ коррекционно-развивающей работы. Обсуждается необходимость сбора медико-педагогической информации о раннем развитии ребёнка и обосновывается необходимость проведения лечения при наличии текущего заболевания. Рассматриваются случаи из практики с позиции комплексного подхода к преодолению сложных дефектов развития.

Ермакова, Е. Н. Части суток. Интегрированный урок для детей с ТМНР / Е. Н. Ермакова, А. Д. Князева // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 43–49. – Текст : непосредственный.

В статье представлен сценарный ход интегрированного открытого урока для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, а также с ограниченными возможностями здоровья, направленного на отработку темы «Части суток» и развитие речи.

Лазуренко, С. Б. Исторические вехи создания методического обеспечения образования детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в России / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьёва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 6–20. – Текст : непосредственный.

В статье описана исследовательская работа, посвящённая методическому обеспечению образования лиц с тяжёлыми множественными нарушениями развития. По результатам анализа научных публикаций и нормативно-правовой базы в сфере образования детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в Российской Федерации в период с 1900 по 2020 годы определены ключевые факторы, содействующие разработке научно-методического оснащения образовательного процесса и социализации лиц этой психолого-педагогической категории.

Лебединская, Г. В. Сенсомоторное развитие и коррекция у детей 4–7 лет с ТМНР / Г. В. Лебединская // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 14–18. – Текст : непосредственный.

В статье представлено описание коррекции сенсомоторного развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Лисовская, Т. В. Формирование социального опыта у лиц с тяжёлыми множественными нарушениями развития в ходе непрерывного образования / Т. В. Лисовская, О. И. Урусова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 15–28. – Текст : непосредственный.

В статье выделены стратегические направления создания системы абилитации лиц с тяжёлыми множественными нарушениями в Республике Беларусь. Обозначены основные социально-педагогические условия, которые являются основополагающими для непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Более подробно раскрыто направление – создание образовательной коррекционно-развивающей среды после 18 лет и методического обеспечения процесса формирования социального опыта людей с ТМНР.

Одинокова, Г. Ю. Об умении матери поддерживать инициативность ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна в их общении / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 46–56. – Текст : непосредственный.

В статье рассматривается один из аспектов развития общения ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна – его инициативность во взаимодействии с матерью. Умение ребёнка проявлять инициативу, а именно – обратиться к матери, удержать её внимание в общении, высказать просьбу или желание, зависит от поведенческих характеристик матери в ситуации взаимодействия. В основе поведения матерей, поддерживающих либо не поддерживающих активность ребёнка, направленную на другого в общении, лежит разное ценностное отношение к ребёнку.

Петрова, М. В. Развитие тактильного восприятия у детей с ТМНР / М. В. Петрова // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 63–72. – Текст : непосредственный.

Автором представлена индивидуальная форма работы с детьми с ТМНР. Описываются игры и игровые упражнения по развитию у рассматриваемой категории детей тактильных ощущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых