Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
2022 год
Богданова, А. С. Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия детей с ОВЗ /А. С. Богданова // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 13–17. – Текст : непосредственный.
Автором представлены комплексы упражнений, направленные на развитие межполушарного взаимодействия детей с ОВЗ.
Бурова, С. А. Сила внутри меня! : психологический тренинг для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ / С. А. Бурова, О. К. Майорова // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 68–77. – Текст : непосредственный.
Автором предложен сценарий психологического тренинга для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленного на снижение психоэмоционального напряжения и тревожности родителей, ознакомление членов семьи с приёмами построения стратегий и тактик решений сложных жизненных ситуаций.
Вахитов, Р. Р. Физическая культура в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Р. Р. Вахитов, Е. В. Абрамкин, А. В. Емельянов, Д. В. Мужилевская // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 4. – С. 4–6. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается аспекты организации и проведения физической культуры в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы, способы и средства проведения данного оздоровительного мероприятия.
Вялкова, О. В. Дикие животные наших лесов : речевой проект с детьми с ОВЗ / О. В. Вялкова, А. В. Рысева, Г. Б. Латынцева // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 38–52. – Текст : непосредственный.
Автором представлен речевой проект, основанный на взаимодействии логопеда и воспитателей с включением родителей, даны упражнения и задания по неделям с детьми с ОВЗ.
Гаранина, Л. А. Анализ образовательного пространства системы ранней помощи Курского региона в контексте подготовки кадров / Л. А. Гаранина, Т. Г. Зубарева, Е. Н. Российская // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 60–69. – Текст : непосредственный.
В статье описан процесс становления Курской региональной системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья или риском отклонений в психофизическом развитии. Автором рассматриваются ключевые вопросы организации системы, её структурные звенья, целевые ориентиры, форматы подготовки специалистов в сфере ранней помощи детям с особыми потребностями.
Гильманова, С. М. «Сюрприз» : речевой сценарий досуга для детей 5–8 лет с ОВЗ / С. М. Гильманова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 58–63. – Текст : непосредственный.
Автором предложен сценарий досуга для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который включает в себя разные игровые задания.
Дегтярева, Л. В. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг с детьми с ОВЗ / Л. В.Дегтярева // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 55–59. – Текст : непосредственный.
Автором описаны эффективные артикуляционные и пальчиковые игровые упражнения, направленные на развитие речи и коррекции мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ерёмина, А. А. Волонтёрство как психолого-педагогический феномен в системе деятельности образовательной организации для детей с ОВЗ / А. А. Ерёмина, И. В. Карелина, А. В. Лебедева // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 22–25. – Текст : непосредственный.
Автором рассмотрен вопрос становления волонтёрского движения в среде обучающихся с ментальными, эмоционально-личностными, опорно-двигательными нарушениями в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Ильясова, Я. А. Развивающая среда по методике М. Монтессори в социальной адаптации с детьми раннего возраста с ОВЗ / Я. А. Ильясова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 42–44. – Текст : непосредственный.
В статье приводятся упражнения, направленные на социальную адаптацию детей с ОВЗ раннего возраста с использованием развивающей среды М. Монтессори.
Каморина, Е. А. Феи – времена года : игры-викторины для младших школьников с ОВЗ /Е. А. Каморина, Е. Н. Бокова // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 80–86. – Текст : непосредственный.
Описан сценарный ход коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ОВЗ. Описаны этапы проведения викторины, даны задания на развитие речи и логического мышления.
Каратеева, И. В. Путешествие по страницам книг А. Л. Барто : сценарий литературного мероприятия для младших школьников с ОВЗ / И. В. Каратеева, А. И. Казакова // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 92–96. – Текст : непосредственный.
Автором представлен алгоритм литературного мероприятия по стихотворениям А. Барто, предлагаются разные творческие задания для детей.
Коханова, С. К. Путешествие к морю. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с OB3 / С. К. Коханова, Е. С. Хапаева // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 29–32. – Текст : непосредственный.
Автором представлен конспект занятия по развитию у дошкольников с ОВЗ мелкой моторики в игровом сюжетном формате.
Козлова, Н. Е. Пирография в реабилитационной практике детей школьного возраста с ОВЗ / Н. Е. Козлова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 92–95. – Текст : непосредственный.
Автором представлена пирография как одна из нетрадиционных техник развития творческих способностей в реабилитации с детьми с ОВЗ.
Лещёва, О. А. Педагогический проект «АБВГДЕЙКА».Взаимодействие специалистов и родителей / О. А. Лещёва // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 90–93. – Текст : непосредственный.
Описана учебно-методическая разработка совместной образовательной деятельности с участием учителя-логопеда, ребёнка и родителей (законных представителей) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен, также, педагогический проект по формированию речевой готовности детей к школьному обучению.
Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 4–12. – Текст : непосредственный.
В статье приведены разделы 2 и 3 из документа «Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», утверждённого первым заместителем министра просвещения Российской Федерации А. В. Бугаевым.
Михайлова, С. В. Логопедические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ / С. В. Михайлова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 11–13. – Текст : непосредственный.
В статье описаны эффективные логопедические технологии, направленные на развитие речи, мелкой моторики и речевого дыхания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мищенко, А. Н. Модульные массажные коврики в практике логопеда с детьми с ОВЗ / А. Н. Мищенко // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 98–102. – Текст : непосредственный.
Описан практический опыт работы логопеда по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.
Никотина, Т. А. В гости к солнышку пойдём : интегрированное занятие по ФЭМП для детей с ОВЗ / Т. А. Никотина // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 50–54. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ 4–5 лет. Описаны разные игровые задания на форму, счёт, цвет.
Разенкова, Ю. А. Ресурсы семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса/ Ю. А. Разенкова, А. В. Павлова, Н. В. Романовский // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 53–65. – Текст : непосредственный.
Представлены результаты исследования семей, воспитывающих детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на территории Российской Федерации. Проанализированы структура потребностей семей, связанных с обучением и воспитанием ребёнка, а также возможности их удовлетворения образовательными организациями; показана необходимость обеспечения вариативной психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, направленной на удовлетворение потребностей семьи, воспитывающей ребёнка с OB3.
Сабирьянова, А. А. Рекомендации: правила общения с родителями особых детей / А. А.Сабирьянова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 81–84. – Текст : непосредственный.
Автором даны рекомендации для семей, в которых воспитываются «особые» дети по правильному общению и взаимодействию с ребёнком, по подбору специалистов для работы с конкретным ребёнком и семьёй, о правилах воспитания и обучения в домашних условиях ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Сапрыкина, О. М. Весёлые игры с детьми с ОВЗ : мастер-класс для педагогов / О. М. Сапрыкина // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 44–49. – Текст : непосредственный.
Автором предложен мастер-класс для педагогов по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, продемонстрированы игры, которые можно использовать на занятиях с рассматриваемой категорией детей в целях их реабилитации и интеграции в общество.
Семёнова, Г. И. Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с различными особенностями / Г. И. Семёнова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 64–67. – Текст : непосредственный.
В статье представлены возможности использования сенсорной комнаты в работе с детьми с различными особенностями (сенсорными и речевыми нарушениями).
Солянова, И. Н. Арсенал полезных активностей : для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ / И. Н. Солянова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 71–78. – Текст : непосредственный.
В статье описаны разные формы совместных активностей ребёнка и родителей. Представлены речевые приёмы работы.
Филиппова, Т. В. Потенциальные возможности семьи особого ребёнка / Т. В. Филиппова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 79–81. – Текст : непосредственный.
Автором описаны возможности реабилитационного потенциала семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и условия успешного его использования.