Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи

2022 год

 

Абдрашитова, А. Т. Диагностика коммуникативной функции у пациентов с нарушением фонематического слуха / А. Т. Абдрашитова // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 6–15. – Текст : непосредственный.

В статье рассмотрены актуальные вопросы диагностики коммуникативной функции у пациентов с нарушением фонематического слуха при обследовании импрессивной и экспрессивной речи, а также процессов чтения и письма.

Акимкина, О. П. Занятие для детей с OHP по автоматизации звука [ш] в словах / О. П. Акимкина // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 103–105. – Текст : непосредственный.

Автором предложен конспект подгруппового занятия, направленного на автоматизацию звука [ш], посредством использования разных упражнений, у детей с общим недоразвитием речи.

Апатенко, А. А. Секрет «волшебной» палочки : подгрупповое занятие по художественно-эстетическому развитию для детей с ТНР / А. А. Апатенко // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 26–35. – Текст : непосредственный.

В статье представлен сценарный ход занятия по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в рамках нейропсихологического подхода.

Барсукова, Е. Л. Речевой материал в коррекции произносительной стороны речи /Е. Л. Барсукова // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 18–21. – Текст : непосредственный.

В статье представлен авторский речевой материал в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Предлагаемый материал можно использовать не только на логопедических занятиях, но и в домашних условиях.

Белоусова, Н. С. Зимнее приключение : сценарий мероприятия с детьми 6–7 лет с ОНР / Н. С.Белоусова // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 63–66. – Текст : непосредственный.

Представлен сценарий занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в подготовительной к школе группе, которое поможет закрепить представления дошкольников о характерных признаках зимы.

Белухина, О. С. Буратино идёт в школу : логопедическое занятие для детей с ОНР 5–7 лет / О. С. Белухина // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 28–33. – Текст : непосредственный.

Автором представлено итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР 5–7 лет. Конспект занятия содержит взаимосвязанные этапы работы. Занятие помогает раскрыть потенциал каждого ребёнка, способствует положительному настрою на дальнейшее обучение в школе.

Блинова, С. В. Авторская дидактическая игра «Волшебный Кубик» для детей с речевыми нарушениями / С. В. Блинова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 58–60. – Текст : непосредственный.

В статье описана дидактическая игра «Волшебный Кубик», направленная на развитие грамматического строя речи детей 4–6 лет с речевыми нарушениями.

Вайс, М. Н. Речевое путешествие туристов : подгрупповое мероприятие для детей с нарушением речи / М. Н. Вайс // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 51–55. – Текст : непосредственный.

Автором представлен алгоритм проведения речевого мероприятия для ознакомления детей группы компенсирующей направленности с понятиями «туризм», «туристы», «поход», «походное снаряжение».

Волкова, С. В. Преемственность в оценке качества логопедической помощи на разных этапах комплексной реабилитации детей с очаговыми поражениями головного мозга / С. В. Волкова // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 68–78. – Текст : непосредственный.

В статье обсуждаются современные тенденции, возможности и технологии изучения детей с последствиями органического поражения мозга при оценке качества оказываемой им логопедической помощи на разных этапах комплексной реабилитации. Приведены нормативно-правовые и методологические основания выбора диагностического инструментария, описаны принципы, унифицированный алгоритм и примеры оформления документации, обеспечивающие преемственность и согласованность взаимодействия специалистов в системах медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с речевыми нарушениями вследствие очаговых поражений мозга различной этиологии.

Вялкова, О. В. Почему ноябрь пегий? : логопедическое занятие по развитию речи детей 6–7 лет с ОНР / О. В. Вялкова // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 36–43. – Текст : непосредственный.

В статье представлен сценарный ход логопедического занятия, направленного на формирование у детей с ОНР связной речи. Описаны этапы работы над составлением рассказа и алгоритм проведения занятия.

Верещага, Р. Н. Устное народное творчество как средство развития речи детей 5–7 лет с ОНР /Р. Н. Верещага // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 22–27. – Текст : непосредственный.

Автором описан план работы учителя-логопеда и музыкального руководителя, отражающий основные аспекты логопедической работы по коррекции речи и развитию детей посредством устного народного творчества.

Гареева, А. Б. Формирование связной речи у детей 5–6 лет с ОНР / А. Б. Гареева, Н. Ю. Никифорова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 20–22. – Текст : непосредственный.

В статье на основе изучения литературных источников описаны лексические и грамматические ошибки детей с ОНР в связных высказываниях. Предложены эффективные упражнения по их устранению.

Григорьева, А. Н. Использование нетрадиционных материалов на занятиях с детьми с ОНР / А. Н.Григорьева // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 73–77. – Текст : непосредственный.

В статье представлены игровые упражнения с использованием нетрадиционных материалов на занятиях, применение которых направлено на повышение интереса к познавательной деятельности, речевой активности, достижения качественных результатов у детей.

Деревянко, О. М. День знакомства в Тили-мили-трямдии : сценарий развлечения в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР / О. М. Деревянко, Н. П.Бондарь // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 66–72. – Текст : непосредственный.

Автором представлен конспект развлекательного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленного на облегчение процесса их адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.

Демидова, Г. Ю. Логопедический проект «Тематические недели «Промыслы народные – все очень благородные!» / Г. Ю. Демидова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 14–26. – Текст : непосредственный.

Представлен логопедический проект, направленный на ознакомление детей с народно-прикладным творчеством, развитие и обогащение словаря.

Дженгурова, Л. Н. В деревню к бабушке : логопедическое занятие для детей 5–7 лет / Л. Н.Дженгурова // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 38–43. – Текст : непосредственный.

Представлен сценарий занятия для детей 5–6 лет с тяжёлыми нарушениями речи, направленного на дифференциацию свистящих и шипящих звуков, которое поможет отработать правильное произношение данных звуков, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях.

Дорофеева, О. В. Особенности становления деятельностной готовности к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи на примере дидактических игр / О. В. Дорофеева, О. Е. Грибова // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 3–14. – Текст : непосредственный.

Автором описаны результаты изучения процесса формирования деятельностной готовности к обучению в школе детей 6-го года жизни на материале дидактических игр.

Иншакова, М. В. Дифференциация часто смешиваемых звуков у детей как база для формирования грамотной письменной речи / М. В. Иншакова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 90–95. – Текст : непосредственный.

В статье затронута проблема недостаточности развития фонематического восприятия, которое может проявиться в старшем дошкольном возрасте. Приведён пример занятия по дифференциации часто смешиваемых звуков.

Иордатий, Н. Л. Особенности формирования мимико-жестовой выразительности у детей с общим недоразвитием речи / Н. Л.Иордатий // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 101–105. – Текст : непосредственный.

В статье раскрываются особенности формирования мимико-жестовой выразительности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и их связь с эмоциями ребёнка. На основе обобщения опыта работы предлагаются формы, технологии и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми рассматриваемой категории.

Клочко, Р. В. В поисках сокровищ : занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Р. В.Клочко // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 30–34. – Текст : непосредственный.

В статье представлен сценарный ход практического занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с применением инновационных технологий и разных нейроупражнений, а также заданий по логоритмике.

Клочко, Р. В. Развитие речи на логопедическом занятии с использованием технологии ТРИЗ / Р. В. Клочко // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 23–28. – Текст : непосредственный.

Автором представлен алгоритм занятия для детей с общим недоразвитием речи с применением технологии ТРИЗ, творческие упражнения в рамках которой развивают не только мелкую моторику, но и речь ребёнка.

Койбина, И. Н. Игрушки. Интегрированное занятие для детей 4–5 лет с нарушением речи / И. Н. Койбина // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 47–50. – Текст : непосредственный.

Автором представлен конспект интегрированного занятия для детей, имеющих различные нарушения речевого развития 4–5 лет, выстроенного с использованием различных игр и упражнений.

Колесникова, А. В. Фрекен Бок в гостях у ребят : логопедический досуг для детей 6–7 лет / А. В. Колесникова, О. А. Максимова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 45–48. – Текст : непосредственный.

Автор описывает интересный формат взаимодействия воспитанников ДОО и взрослых путём инновационных форм, что положительно влияет на детей, посещающих группы инклюзивной направленности. Использование данного материала способствует речевому, познавательному, эстетическому и социально-коммуникативному развитию детей.

Коновалова, Е. Г. Путешествие Лунтика : занятие для детей 5–6 лет с речевыми нарушениями / Е. Г. Коновалова // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 59–62. – Текст : непосредственный.

Представлен конспект логопедического занятия, ориентированного на дифференциацию звуков [л] и [л']. Автором приведены разные упражнения на автоматизацию звуков, развитие фонематического восприятия.

Костырина, О. Г. Технология QR-кодирования в работе учителя-логопеда : мастер-класс / О. Г.Костырина // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 50–52. – Текст : непосредственный.

Автором описан процесс создания и применения QR-кодов как инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Данная технология может быть использована другими специалистами и педагогами.

Коханова, С. К. В зимнем лесу : развитие речи для детей раннего возраста с OB3 / С. К. Коханова, Р. И. Яковлева // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 55–59. – Текст : непосредственный.

В статье представлен конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста, на котором отрабатываются представления о развитии сенсорных эталонов, мелкой моторике и активизации словаря.

Ларионова, С. А. Задержка речевого развития… Что делать? / С. А. Ларионова // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 27–31. – Текст : непосредственный.

Охарактеризованы проблемы при задержке речевого развития, представлены виды логопедической помощи родителям, имеющим детей с отставанием речевого развития.

Левченко, И. Ю. Формирование произношения у детей с врождёнными расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы / И. Ю. Левченко, В. Е. Агаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 16–27. – Текст : непосредственный.

В статье раскрывается содержание ранней логопедической помощи детям с врождёнными расщелинами губы и нёба, которая основана на семейно-центрированном подходе, осуществляется на профилактическом этапе и является основополагающей для последующего коррекционно-развивающего воздействия.

Ленцова, М. В. Подарки для Незнайки : занятие по развитию фонетико-фонематических представлений для детей 4–5 лет с ОНР / М. В. Ленцова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 34–36. – Текст : непосредственный.

В статье описано фронтальное занятие по развитию фонетическо-фонематических представлений в компенсирующей группе для детей 45 лет с ОНР и по закреплению гласных звуков.

Маликова, А. И. Логопедическая спартакиада «Ловкие Знайки и Грамотей» для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / А. И. Маликова // Логопед – 2022. – № 10. – С. 52–57. – Текст : непосредственный.

Автором представлен физкультурно-речевой праздник, направленный на закрепление приобретённых навыков на логопедических занятиях, сохранение и укрепление здоровья.

Михалевич, И. Н. Театральный кружок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / И. Н. Михалевич // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 6–11. – Текст : непосредственный.

Автором представлен опыт работы по организации деятельности театрального кружка в процессе работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, обозначены ключевые этапы работы кружка и приоритетные направления его деятельности.

Мучкаева, И. В. Тематические сенсорные коробки для развития связной речи дошкольников с ТНР / И. В. Мучкаева // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 67–73. – Текст : непосредственный.

В статье представлен опыт работы по использованию тематических сенсорных коробок для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Овчинникова, Е. В. Логопосиделки. Сценарий развлечения для детей с ТНР 5–7 лет /Е. В. Овчинникова // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 79–83. – Текст : непосредственный.

Автором представлено взаимодействие с семьями воспитанников с ТНР, ориентированными на всестороннее развитие детей средствами логопедического развлечения.

Панова, Ю. Э. Весёлые упражнения для Милы : индивидуальное занятие для ребёнка 5–7 лет с ФФНР. Звук [л] / Ю. Э. Панова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 37–41. – Текст : непосредственный.

Автором описан опыт проведения занятия на закрепление звука [л], выстроенного в игровом формате с использованием элементов нейропсихологического подхода. Занятие включает разнообразные задания на автоматизацию определённого звука: от слога к фразе, развитие межполушарного взаимодействия, фонематического анализа, координацию движения и речи.

Перетятько Е. А. Искатели сокровищ : логопедическое занятие с использованием квеста / Е. А. Перетятько // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 48–55. – Текст : непосредственный.

Представлено занятие в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Игровые задания и упражнения, составляющие наполняемость занятия, подобраны с учётом особенностей детей (ОНР II и III уровней).

Резниченко, Е. Н. Относительные прилагательные : логопедическое занятие для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / Е. Н. Резниченко // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 42–44. – Текст : непосредственный.

В статье представлен пример логопедического занятия «Вспоминаем весну» по отработке навыков обозначения постоянного признака предмета через отношение к другому предмету.

Рощина, Ж. В. Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [р] с детьми подготовительной к школе группы / Ж. В. Рощина // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 86–89. – Текст : непосредственный.

В статье описано занятие на автоматизацию поставленных звуков с упражнениями, заданиями на формирование умения подбирать родственные слова.

Саадян, Т. В. Встречаем весну : логопедическое занятие для детей 6–7 лет с ОНР / Т. В. Саадян, Г. Ш. Каюмова, Ю. В. Шелопугина // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 35–41. – Текст : непосредственный.

Автором предложен сценарий интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР, даны разные упражнения для отработки лексики, артикуляционных движений и мелкой моторики рук.

Савченко, И. А. Использование координационной лестницы в работе с детьми с ОНР / И. А.Савченко // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 60–65. – Текст : непосредственный.

Описаны варианты применения координационной лестницы для развития подвижности, координации движений, что делает занятия с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) более эффективными и интересными.

Синько, Н. В. Каких я знаю насекомых? Интегрированный досуг для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / Н. В. Синько, О. А. Лысенко // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 55–60. – Текст : непосредственный.

В статье представлен сценарных ход и алгоритм интегрированного досуга по развитию речи детей 5–7 лет. На занятии дети выполняют разные упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие мышления.

Степанова, М. П. Дидактический синквейн – игровая технология в работе с дошкольниками с ТНР / М. П. Степанова // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 68–71. – Текст : непосредственный.

Автором раскрываются особенности инновационной игровой технологии «дидактический синквейн» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Тарасова, Ю. Е. Занимательные камешки : занятие с детьми с ОВЗ 5–7 лет / Ю. Е. Тарасова // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 52–58. – Текст : непосредственный.

Автором представлен сценарный ход психологического занятия для детей с ОВЗ с камешками «марблс» (стеклянные цветные), описаны различные виды заданий.

Телепень, Т. С. Мини-музей открыток : занятие с использованием элементов музейной педагогики в старшей группе для детей с ТНР /Т. С. Телепень // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 34–37. – Текст : непосредственный.

В статье представлен алгоритм проведения занятия для старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с использованием элементов музейной педагогики. Приводятся игры и упражнения на развитие речи детей в рамках темы.

Тулаева, Е. В. Использование камешков «марблс» в коррекции слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями / Е. В. Тулаева // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 65–67. – Текст : непосредственный.

Автором представлена методика коррекции слоговой структуры слова 1, 2 типа у детей 3–5 лет с нарушениями речевого развития.

Турченко, И. В. Артикуляционная гимнастика : рекомендации для проведения / И. В. Турченко // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 42–48. – Текст : непосредственный.

Автором описан механизм проведения артикуляционной гимнастики как необходимого условия развития и укрепления моторики речевого аппарата детей с нарушениями звукопроизношения.

Турченко, И. В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических представлений у дошкольников со стёртой дизартрией / И. В. Турченко // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 15–22. – Текст : непосредственный.

В статье рассмотрена система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических представлений дошкольников со стёртой дизартрией на основе литературных источников.

Федорова, М. Ю. «Мягкие буквы» : пособие, направленное на коррекцию звукопроизносительной стороны речи / М. Ю. Федорова, Е. В. Сорокина, Н. И. Трушина // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 61–65. – Текст : непосредственный.

В статье представлено авторское пособие по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Описаны направления работы и упражнения.

Фомичева, Л. В. Логопедические береты. Дидактическое пособие для групповой работы с детьми 5-7 лет с THP / Л. В. Фомичева, Е. С.Антошина // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 77–81. – Текст : непосредственный.

В статье рассказывается о подготовке дошкольников с нарушениями речи 5–7 лет к чтению и письму с помощью дидактического пособия «Логопедические береты». Использование пособия в качестве зрительных символов гласных и согласных твердых звуков помогает дошкольникам сделать первый, доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи.

Фортуна, И. В. Знакомимся со сложными словами : мастер-класс для детей 5–7 лет / И. В. Фортуна // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 24–25. – Текст : непосредственный.

Описан ход мастер-класса для дошкольников с нарушениями речи, предполагающего ознакомление детей со сложными словами, с их образованием и произношением.

Чепикова, Н. В. Чаепитие у весёлой Мухи : логопедическое мероприятие на формирование грамматической стороны речи / Н. В. Чепикова // Логопед. – 2022. – № 10. – С. 48–52. – Текст : непосредственный.

Автором представлено логопедическое мероприятие для детей 5–6 лет с речевыми нарушениями. Речевой материал, используемый в ходе мероприятия, способствует развитию слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков.

Шашенкова, О. А. Позиционирование детей с ТМНР / О. А.Шашенкова // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 97–98. – Текст : непосредственный.

В статье описано положение ребёнка с ТМНР (позиционирование) в пространстве. Автором даны рекомендации по предметам или специальным атрибутам, которые помогут ребенку принять правильную позу.

Якунина, В. А. Занятие по составлению описательного рассказа для детей с ТНР / В. А.Якунина // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 69–76. – Текст : непосредственный.

Представлен конспект логопедического занятия по составлению описательного рассказа о персике с опорой на схему с выполнением двигательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых