Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

2021 год

 

Акимова, Е. А. Материалы для лепки в продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: рекомендации по применению / Е. А. Акимова, Д. А. Карпова, М. А. Астахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 22–30. – Текст : непосредственный.

В статье представлены результаты исследования современных материалов для лепки в процессе продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: пластилин (классический и восковой), тесто (масса) для лепки и скульптурный пластилин. Изложены их преимущества и ограничения, сформулированы рекомендации по использованию с учетом возраста и особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Балашова, В. П. Разные профессии : интегрированное занятие для детей 6–7 лет с ОВЗ / В. П. Балашова // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 44–56. – Текст : непосредственный.

Представлен конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ, содержащего разные коррекционные технологии: артикуляционную гимнастику, развивающие игры при ознакомлении с новыми профессиями.

Белов, А. И. Знания ценою в жизнь. Опыт создания «Школы первой помощи» детям с ОВЗ / А. И. Белов, В. В. Тарасова // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 23–26. – Текст : непосредственный.

Описана работа по проекту Школы первой помощи» для сотрудников Центра в рамках оказания первой помощи по профилактике состояний, угрожающих жизни и здоровью ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Боктаева, Л. Ф. Информация для родителей: как научить ребёнка играть / Л. Ф. Боктаева // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 70–73. – Текст : непосредственный.

Автором раскрыта информация для родителей ребёнка с ОВЗ по обучению игровой деятельности. Даны рекомендации по использованию игровых заданий как первого этапа обучению игре.

Будякова, Т. П. Виктимологические принципы воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры / Т. П. Будякова, Г. В. Батуркина // Адаптивная физическая культура. – 2021. – № 1. – С. 16–18. – Текст : непосредственный.

Автором анализируется содержание принципов воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, посещающих спортивные секции и факультативы. Описываются результаты эмпирического исследования четырёх принципов: гуманизма, равенства возможностей, уязвимости, терпимости. Сформулирован дополнительный принцип – «терпение», означающий направленность воспитания на усиление защитных механизмов личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Бурля, Д. И. Использование технологии «Сторителлинг» с детьми 4-7 лет с ОВЗ / Д. И. Бурля // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 19–21. – Текст : непосредственный.

В данной статье представлена технология «Сторителлинг» в практике работы логопеда, дано описание составления речевых игр и историй с детьми с ОВЗ.

Егорова, Н. Е. Групповые занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ / Н. Е. Егорова, Е. М. Молчашкина // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 56–61. – Текст : непосредственный.

Автором освещены логопедические занятия по разным темам для детей с ОВЗ 5–6 лет. На занятиях используется наглядный материал (опорные картинки) для пересказа рассказов.

Зверева, Т. Н. Консультация для родителей: «Бережём психическое здоровье детей» / Т. Н. Зверева // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 73–77. – Текст : непосредственный.

Статья-консультация направлена на информирование родителей по вопросам сохранения психического здоровья детей с ограничениями жизнедеятельности. Приведены примеры работы с родителями в рамках формата круглого стола.

Зубарева, Т. Г. Проектирование информационной системы консультативно методической поддержки специалистов и родителей по вопросам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Т. Г. Зубарева, Н. Г. Петелина, Д. В. Глаголев, Е. Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 51–58. – Текст : непосредственный.

Автором рассматриваются вопросы создания универсальной информационно-коммуникативной среды, содержащей информацию по организации психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей, консультативно-методической поддержки родителей и специалистов на примере деятельности Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.

Косинова, Е. М. Яркие пособия в коррекции нарушений речи детей / Е. М. Косинова // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.

Статья представляет собой интервью с научным сотрудником Института коррекционной педагогики РАО, логопедом, автором популярных книг и пособий – Косиновой Е. М., в котором она рассказывает читателям о профессии и издательской деятельности, представляет ряд интересных пособий, используемых логопедами при проведении коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Кузнецова, О. В. Игровой модуль «Говорляндия» в развитии речи дошкольников с ОВЗ / О. В. Кузнецова, Е. Ю. Hop // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 66–71. – Текст : непосредственный.

Представлен материал из опыта работы детского сада по апробации игрового универсального модуля в развитии грамматического строя речи, расширении лексического запаса у дошкольников с ОВЗ.

Липатова, О. Н. Изучение информационных запросов родителей детей с ОВЗ на этапе первичного педагогического сопровождения / О. Н. Липатова // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 49–60. – Текст : непосредственный.

В статье представлен обзор информационно-просветительских форм, используемых специалистами в педагогической практике. Подробно описан метод анкетирования и представлены результаты исследования. Выявленные типы материнских запросов могут служить опорой для дифференцированного подбора необходимой информации в процессе сопровождения семьи и удовлетворять, таким образом, её потребности в помощи ребёнку, ожидаемой от специалистов.

Макарова, Э. В. Взаимодействие специалистов с родителями воспитанников с ОВЗ в условиях логопункта / Э. В. Макарова, О. В. Исаева // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 71–83. – Текст : непосредственный.

В статье представлена система работы по взаимодействию специалистов и родителей в условиях логопункта. Приведены примеры педагогической (коррекционной) работы с родителями.

Мануилова, Т. А. Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда / Т. А. Мануилова // Логопед. – 2020. – № 1. – С. 92–99. – Текст : непосредственный.

В статье представлен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приведены примеры эффективных игровых упражнений для использования их в практике работы логопеда.

Маханек, И. Г. Нейропсихологические приемы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ / И. Г. Маханек // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 39–46. – Текст : непосредственный.

В статье представлено описание нейропсихологических приёмов для детей с ОВЗ, которые можно использовать специалистам на коррекционных занятиях.

Панова, М. А. Конструктор программ подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению с учётом нозологии / М. А. Панова // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 32–43. – Текст : непосредственный.

В статье представлены модели содержания программ для детей с ОВЗ с учётом нозологии. Автором показан портрет будущего школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Полетаева, Н. Н. В стране добрых дел : внеклассное мероприятие для детей с ОВЗ / Н. Н. Полетаева // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 73–78. – Текст : непосредственный.

В статье представлен сценарий внеклассного мероприятия для учащихся с ОВЗ, направленного на формирование представлений о толерантном отношении к другому человеку.

Порядок организациии осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошколь­ного образования // Воспитание и обучение. – 2021. – № 1. – С. 4–8. – Текст : непосредственный.

Представлены выдержки из Приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», касающиеся организации образования детей с ОВЗ. Документ вступает в силу с 1 января 2021 года и определяет новые правила организации и осуществления деятельности по программам дошкольного образования, которые заменяют правила 2013 года.

Соловьева, Т. А. Дистанционное обучение детей с ОВЗ и с инвалидностью в период вынужденной самоизоляции: новые возможности или ограничения? / Т. А. Соловьева, Д. А. Карпова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 61–68. – Текст : непосредственный.

Статья посвящена вопросам, часто возникающим у родителей и педагогов, обеспокоенных качеством реализации адаптированных основных образовательных программ в условиях дистанционного обучения, и содержит варианты решения непростых ситуаций в организации такого формата обучения.

Темаева, И. В. Развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в летний период: рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации / И. В. Темаева, О. H. Совенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 69–75. – Текст : непосредственный.

В статье рассматривается сопровождение специалистами дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья в летний период. Даны практические рекомендации родителям, педагогам, специалистам, которые носят характер сочетанности с образовательными областями примерной адаптированной основ ной образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ.

Торопова, О. Е. Тьюторство – технология педагогической поддержки в условиях реабилитационного центра / О. Е. Торопова // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 6–9. – Текст : непосредственный.

Представлена технология поддержки учащихся с ОВЗ, раскрыты теоретические аспекты истории тьюторства, обязанности и формы тьюторского сопровождения.

Шляпина, М. В. Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Конспект игровой практики «Дари добро» / М. В. Шляпина // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. – 2021. – № 2. – С. 44–55. – Текст : непосредственный.

Автором представлен проект развивающей предметно-пространственной среды сенсорной комнаты для детей с ОВЗ как средства сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Описан конспект игровой практики «Дари добро».

Яковлева, Г. В. Использование цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 62–68. – Текст : непосредственный.

В статье рассматривается проблема применения цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ в следующих аспектах: цифровые технологии в процессе управления ДОУ; использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе; цифровая образовательная среда как условие развития актуальных родительских компетенций.

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых