Страничка психолога

Архив

 

Как быть с детской ревностью? 
Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие!
На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Больше «обнимашек», ласковых слов, а главное проявлений любви, старший ребенок должен чувствовать, что он любим. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей.

Как научить ребёнка разумно обращаться с деньгами? Тратить их, т.е. экономить, как не перегнуть палку и не вырастить скрягу.  Хотелось бы, чтобы ребенок понял, что деньги нужно зарабатывать.

1. С какого возраста у ребенка должны быть "свои" деньги? 

2. Можно ли ребенку иметь свою копилку? 
3. Как малышу "зарабатывать" деньги - можно ли "оплачивать" домашний труд?

1. Думаю, что «свои деньги» у ребенка должны быть с того момента, когда он сам может под присмотром мамы, сознательно совершить свою первую покупку, это примерно четыре, пять лет.
2. Конечно, пусть будет копилка. Надо же где-то хранить деньги.
3. Лучше будет, если Вы будете оплачивать какую-либо внешнюю, не домашнюю деятельность ребенка. Например, он помогает Вам что-то сделать для Вашей работы, за которую Вы получаете деньги, следовательно, Вы делитесь частью зарплаты, объясняя, за что именно он ее получает. Домашняя работа – это общественно полезный труд, которым все члены семьи занимаются добровольно и безвозмездно.

 

Как привить ребенку самостоятельность?

Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

 

Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника? 

Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают, а усталость переходит в перевозбуждение, они не могут успокоиться, уснуть.

В дошкольный период главный вид деятельности – это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Если в расписании дошкольника: хореография, музыка, рисование, английский язык и еще много чего, то есть около 6 занятий. Как вы думаете, будет у него время на отдых или игры во дворе?

Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.

 

Как рассказать ребенку о разводе? 

Приемлема только констатация фактов. Обычно ребенок не хочет знать, кто прав, а кто виноват. Дайте ему исчерпывающую информацию, чтобы он не тревожился. Но при этом нужно донести, что после развода вы не перестаете быть своему ребенку мамой и папой и будите его любить.

 

Как вести себя с ребенком после развода?

Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия – один из способов проявления переживаний.

Дети и подростки, которые не умеют, открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.  Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент.

Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться. В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») – негодяй. 

 

Как развивать мелкую моторику у ребенка?

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Самые любимые и эффективные занятия – это пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов, раскрашивание раскрасок цветными карандашами, не фломастерами, а именно карандашами, обучающие прописи для дошкольников. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко пузырька и так далее.

Как научиться, не срываться на ребенка?

Можно сиюминутно подавить агрессию: досчитать до десяти, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.

Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны). 

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Школа – не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.

Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа – это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.

Как не вырастить ребенка-эгоиста?

Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.

Родители могут не придавать значения своей работе на фоне забот о ребенке. Рассмотрим ситуацию, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а ребенок может при этом не знать, где и кем работают мама с папой и это неправильно. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей, или обсуждать сослуживцев в присутствии ребенка.

Как быть с детской ревностью? 

Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие! 

На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Больше «обнимашек»,ласковых слов, а главное проявлений любви, старший ребенок должен чувствовать, что он любим. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей.

Хотелось бы, чтобы ребенок понял, что деньги нужно зарабатывать. Научить разумно, тратить деньги, т.е. экономить. Но как не перегнуть палку и не вырастить скрягу. 
1. С какого возраста у ребенка должны быть "свои" деньги? 
2. Можно ли ребенку иметь свою копилку? 
3. Как малышу "зарабатывать" деньги - можно ли "оплачивать" домашний труд?

1. Думаю, что «свои деньги» у ребенка должны быть с того момента, когда он сам может под присмотром мамы, сознательно совершить свою первую покупку (4-5 года). 
2. Конечно, пусть будет копилка. Надо же где-то хранить деньги.
3. Лучше будет, если Вы будете оплачивать какую-либо внешнюю, не домашнюю деятельность ребенка. Например, он помогает Вам что-то сделать для Вашей работы, за которую Вы получаете деньги, следовательно, Вы делитесь частью зарплаты, объясняя, за что именно он ее получает. Домашняя работа – это общественно полезный труд, которым все члены семьи занимаются добровольно и безвозмездно. Однако, если у Вас есть домработница, то последнее утверждение можно пересмотреть.

Большая просьба к родителям, не задавайте вопросов, типа: «Если у меня такая-то проблема, нужно ли мне обращаться к психологу?   У моего ребенка такая проблема, то нужно ли? 
Во-первых, я не вижу ни вас, ни вашего ребенка.
Во-вторых, принять решение обратиться можете только вы. Если хотите что-то с этим сделать, то можно и нужно. Только при вашем принятом решении у вас есть мотивация что-то поменять. Психологи сидят в своих кабинетах не страшные и не строгие. А поддерживающие и понимающие. Поэтому первый раз обратиться не страшно в любом случае.


Вопрос:

         С какого возраста учить ребенка хорошим манерам?

Ответ:

Учить ребенка хорошим манерам нужно начинать с первых лет жизни. Обязательно взять на вооружение книжных героев Самуила Маршака,  Агнии Барто – все это должно максимально использоваться в воспитании детей, которым исполнилось два-три года. После прочтения или просмотра всегда обсуждайте поведение героев: кто поступил правильно, а кто –нет. Можете вместе поиграть в «Волшебные слова» – посоревнуйтесь, кто из вас знает больше вежливых слов м выражений. Список на стене. Составьте наглядное пособие – свод правил хорошего тона – и повесьте на стене в детской. Если ребенок умеет читать, напишите текст крупными буквами. Или распечатайте картинки с сюжетами и приклейте их. Можно не сомневаться: ребенок будет рассматривать! Выход в свет. Каждый раз перед походом в гости, в театр или музей проговаривайте, как там следует себя вести, но делайте это в игровой форме (без нравоучений).

 Поездки в транспорте. Если вашему ребенку два три года, объясняйте ему, что сидя в автобусе и троллейбусе, неприлично болтать ногами и пачкать других пассажиров. Ребенку исполнилось пять? Приучайте уступать место старшим, тем самым проявляя уважение. Делать это нужно сйчас, когда ребенок достаточно маленький. Поверьте, усаживать третьеклассника на освободившиеся место в заполненном автобусе (как делают многие сердобольные мамы и бабушки) неправильно.


Вопрос:

                Как привлечь малыша к домашней работе и надо ли это делать?

Ответ:

Привлекать ребенка к труду можно и нужно уже тогда, когда он начинает говорить. Даже если в вашей семье все взрослые отличаются завидной аккуратностью и домовитостью, не ждите, что дитя «унаследует» эти замечательные качества автоматически. Желание помогать маме, как и все другие хорошие привычки надо воспитывать. Самый тупиковый способ воспитания помощницы и помощника –  взывать совести и стыдить ребенка за нежелание что-то делать. Приучение «к быту», как и другие науки должно приносить удовольствие.


Вопрос:

         Как говорить с ребенком, чтобы он слушал и слышал тебя?

Ответ:

Если ваши высказывания и советы воспринимаются ребенком в штыки, «не читай мне лекций!», или еще хуже – игнорируются, попробуйте эти способы.

Выражайтесь ясно и сохраняйте позитивный настрой.

Задавайте вопросы, а не предлагайте решения.

Сотрудничайте. Объясните, что именно вас беспокоит. Пусть сначала он выскажет соображения, а потом вы.

Общайтесь ежедневно. Будьте внимательнее и старательно улавливайте нестроение ребенка – дети часто хотят поболтать после школы или перед сном, не упускайте такую возможность.


Вопрос:

         Как реагировать на пренебрежительное отношение ребенка к моим просьбам?

Ответ:

Установите правила поведения. Для начала решите, что для вас важно (чтобы ребенок не ворчал? Не оскорблял? Не бросал на вас снисходительные взгляды?) и огласите правила для всех членов семьи. Повесьте их на видное место, хоть на холодильник, если потребуется.

Не миритесь с плохим поведением детей. Родители, которые отказываются терпеть неприемлемое поведение детей – растят добрых детей. Пусть дети помнят о последствиях своей грубости.

 Объясняйте. Помогайте ребенку выражать эмоции надлежащим образом.

Изобретите систему сигналов для совместных выходов «в люди», в гости придумайте знак или выражение, которое подскажет ребенку, что его поведение становится недопустимым. Так вы сможете обойтись без выяснения отношений на публике.

Не вступайте в перепалку с ребенком. Не копируйте его поведение в момент ссоры! Соблазн дать ребенку почувствовать себя точно так же, как чувствуете себя вы, велик, но постарайтесь взять себя в руки и покажите ребенку достойный пример.


Вопрос:

         Зачем детям читать на ночь и нужно ли семейное чтение?

Ответ:

«Чтение – вот лучшее учение!» – лозунг  когда-то висел в каждой школе и библиотеке. Сегодня совсем иная картина: домашние библиотеки исчезают как класс, понятие «семейное чтение» для большинства российских граждан требует перевода. Между тем именно литература расставляет акценты духовных ценностей и нравственных приоритетов личности. Специалисты утверждают: нечитающие дети – уже «обворованные дети», этой пустоты не заполнить материальным. Доказано: семейное чтение вслух – тот бекграунд, на котором вырастает любовь к книге. Когда начинать формировать эту традицию? Когда ребенок еще совсем мал. Мама рассказывает потешку, а малыш лепечет вслед за ней. Потом к ним приходят Чуковский и Маршак, Перро, братья Гримм, Андерсен. Начиная с 5–7 лет – Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Лилия Чарская и другие замечательные детские писатели. Книги растут вместе с ребенком и приносят ему искреннюю радость. Поэтому, как бы вы не были заняты, устали или огорчены, попробуйте преодолеть себя и почитать ребенку. Некогда читать маме – есть папа, бабушка, дедушка. Все осуществимо. Традицию вечернего семейного чтения важно сохранить как можно дольше. Такие вечера объединяют семью, остаются в памяти как одно из самых светлых детских воспоминаний. Не ошибитесь со временем и не задерживайтесь с поиском, 12 лет – тот рубеж, перейдя который непросто стать настоящим читателем. Человек уже умеет жить без книги, переучивать его будет поздно. Так что подарите себе и своего растущему ребенку настоящее чудо – книгу.


 Вопрос:

     Здравствуйте! Помогите советом! Мне 27 лет. Я мама 3,5 годовалого малыша. Что делать если перед сном Ребенок капризничает и не хочет ложиться спать?

Ответ:

Прежде всего выяснить, а здоров ли Ваш  ребенок! Если он просто внезапно раскапризничался, дайте возможность снять напряжение. Пусть пошумит, покричит и даже поскачет. 

Вы можете его поддержать соответствующей (бурной) музыкой. А потом, когда  почувствуете, что малыш «выдохся», смените музыку на нежную, тихую, спокойную. Обнимите и скажите: «Моя радость, пора». И, не спрашивая, не вступая в споры, несите скорей в кроватку и начинайте рассказывать  тепло, приятно: добрую сказку, историю про себя (например, какие сны вы смотрели по ночам в своем детстве; как вы не любили засыпать, а потом научились).

Если малыш вообще не желает готовиться ко сну: пить кефир или молоко, чистить зубы, мыть ноги и тому подобное, то все вечерние процедуры превратите в вечерние ритуалы. Когда события идут друг за другом в определенной, традиционной последовательности, тогда одно выполненное дело «тянет» за собой другое. Но от Вас, это потребует определенных усилий  и твердости характера. Постепенно у ребенка вырабатывается своего рода условный рефлекс. И вскоре ему даже в голову не придет, что, например, после душа можно попрыгать в своей кроватке, а не полежать в ней.

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых