Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

2018 год

 

Алмухаметова, Т. С. Внеурочная деятельность как условие успешной социализации детей с ОВЗ [Текст] / Т. С. Алмухаметова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 50–53.

В статье раскрывается правильно созданные педагогические условия, способствующие адаптации ребёнка в социуме, а также оказывающие положительное влияние на личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Алпатикова, С. В. Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного подхода в образовании [Текст] / С. В. Алпатикова, Д. Д. Синельникова, О. В. Соловьёва //Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 53–56.

В статье раскрываться основные особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного подхода в образовании. Описываются психолого-педагогические и социальные условия, способствующие этому процессу.

Багова, Р. Х. Развитие психологической готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] / Р. Х. Багова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 59–61.

Автором рассматриваются проблемы развития психологической готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Бекмамбетова, С. С. Профориентация и профессиональное самоопределение лиц с инвалидностью и ОВЗ [Текст] / С. С. Бекмамбетова, М. В. Деркач, В. А. Калашникова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 64–66.

В статье раскрывается фазы, принципы, задачи и важность профессионального самоопределения и профориентации для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Борозинец, Н. М. Профориентационный навигатор – жизненный ориентир [Текст] / Н. М. Борозинец // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 32–36.

В статье представлено описание и результаты реализации на базе Северо-Кавказского федерального университета проекта «Профориентационный навигатор для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», проанализирован эффект его реализации и перспективы дальнейшей деятельности в данном направлении.

Борозинец, Н. М. Состояние готовности вузов к реализации высшего инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на примере Северо-Кавказского федерального округа) [Текст] / Н. М. Борозинец, Л. В. Халяпина // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 37–44.

Представлены результаты мониторинга образовательных организаций высшего образования по предоставлению образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью повышения их доступности и качества, проанализированы перспективы и потенциалы развития системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации.

Бутко, Г. А. Физическое развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 54–63.

В статье рассматривается проблема физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольные образовательные организации. Затрагиваются вопросы комплексного подхода к физкультурно-оздоровительной работе с данной категорией детей, основанного на изучении специфики их психофизического развития.

Фонд СГПИ

Воронкова, В. В. Пересказ как эффективный метод обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. В. Воронкова // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 66–72.

В статье рассматривается эффективность метода пересказа в обучения учащихся с проблемами в усвоении знаний и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В общей педагогике пересказ рассматривается преимущественно в контрольно-коррекционном контексте и все меньше используется в учебном процессе. В обучении учащихся с ОВЗ пересказ должен сохраняться как активный метод, полезный для развития и коррекции речи, познавательной деятельности и коммуникативных умений.

Ворошин, И. Н. Современные научные исследования сектора развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов в ФГБУ СПбНИИФК [Текст] / И. Н. Ворошин, Т. В. Краснопёрова, Е. А. Киселёва // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3. – С. 6–7.

В статье отражены результаты работы сектора развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры за последние несколько лет. В этом подразделении проводятся научные исследования ключевых аспектов массового спорта, паралимпийского спорта, физической культуры лиц с особенностями в развитии.

Фонд СГПИ

Гаврилов, Д. Н. Адаптивная физическая культура школьников [Текст] / Д. Н. Гаврилов, М. А. Савенко, Д. Н. Пухов [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 2. – С. 18–19.

В статье рассматриваются механизмы и последовательность занятий адаптивной физической культурой для школьников, имеющих ограничения по здоровью.

Фонд СГПИ

Глыдова, М. А. Применение арт-терапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] / М. А. Глыдова, О. В. Соловьева // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 79–81.

Статья посвящена описанию возможностей метода арт-терапии при коррекционной и развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Евлоева, Х. М. Проблема диагностики и коррекции познавательных процессов у детей с ОВЗ [Текст] / Х. М. Евлоева, А. Д. Ложечкина //Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 104–106.

Рассмотрена проблема исследования познавательной сферы детей с ОВЗ, изложены результаты проведённого экспериментально-психологического исследования и возможности коррекции недостатков познавательных процессов у детей с нарушениями в развитии.

Евмененко, Е. В. Научно-методическое сопровождение педагога в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью [Текст] / Е. В. Евмененко, М. М. Панасенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 1. – С. 5–12.

Научно-методическое сопровождение в системе дополнительного профессионального образования рассматривается в статье как многоуровневый подход, включающий модульную схему построения системы и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и учебно-методических комплексов.

Зайцева, А. В. Кадровый потенциал в условиях организации дополнительного образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. В. Зайцева, С. А. Зайцев // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 113–117.

Рассмотрены условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством создания образовательной среды и формирования кадровых ресурсов в учреждении дополнительного образования.

Закрепина, А. Индивидуальная программа развития: ФГОС ДО и коррекционная помощь детям с особыми нуждами [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 4–12.

Автор статьи рассматривает вопрос исполнения требований ФГОС в части применения индивидуальных программ развития в процессе коррекционной помощи детям, нуждающимся в специальных условиях образования. Описаны структурные компоненты и содержание индивидуальной программы с учётом особенностей развития ребёнка и доступных ему способов усвоения общественного опыта.

Фонд СГПИ

Кинаш, Е. Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе как целевой ориентир ФГОС ДО [Текст] / Е. Кинаш // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 47–53.

В статье рассматриваются целевые ориентиры ФГОС ДО по подготовке к школе детей с ОВЗ, педагогические условия формирования готовности их к обучению в школе. Определены составляющие школьной зрелости, выделены акценты на формирование общих универсальных умений, обозначены компоненты психологической готовности дошкольников с ОВЗ к школьному обучению. Раскрыты основные направления коррекционного обучения детей с ОВЗ по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.

Фонд СГПИ

Клешнев, И. В. Информативные показатели оценки спортивного навыка высококвалифицированных спортсменов в паралимпийском плавании [Текст] / И. В. Клешнев, Д. М. Халиков, И. И. Халиков [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3. – С. 15–20.

Представлен методологический подход в оценке водных локомоций спортсменов, выявлены информативные показатели оценки спортивного навыка высококвалифицированных спортсменов в паралимпийском плавании. Определены основные различия спортивно-технического мастерства между сильнейшими спортсменами и спортсменами, имеющими низкий рейтинг спортивных результатов.

Фонд СГПИ

Кузнецов, Г. В. К проблеме эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст] / Г. В. Кузнецова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 53–63.

Статья посвящена эстетическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор подробно раскрывает влияние средств искусства на развитие детей обозначенной категории.

Фонд СГПИ

Легостаева, О. Т. Игры для постановки и автоматизации звуков раннего онтогенеза у детей с ринолалией [Текст] / О. Т. Легостаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 81–85.

Статья посвящена коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией. Автором представлены игры и упражнения для вызывания и автоматизации звуков раннего онтогенеза у детей с врождёнными расщелинами губы и нёба.

Фонд СГПИ

Любимов, М. Л. Модели интерактивных технологий речевого развития детей с ОВЗ [Текст] / М. Л. Любимов, Е. В. Белобородова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 17–26.

Данная статья посвящена интерактивным технологиям речевого развития детей с ОВЗ. Авторами представлены модели интерактивных технологий речевого развития, подробно описаны структурные компоненты каждой из них.

Фонд СГПИ

Михайлова, И. В. Основные направления шахматного спортивного движения лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Текст] / И. В. Михайлова // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 2. – С. 32–36.

В статье представлены результаты ретроспективного анализа с аргументированным обоснованием классификации основных направлений шахматного спортивного движения лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлена динамика числа участников и развития инфраструктуры и кадрового корпуса в спорте глухих, слепых, лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата. Установлено отсутствие во Всероссийском реестре видов спорта инвалидов спортивной дисциплины «Шахматы» спорта лиц с нарушениями интеллектуального развития.

Фонд СГПИ

Мозговая, Т. П. Восстановительные технологии (программы) в урегулировании конфликтов с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного процесса [Текст] / Т. П. Мозговая // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 64–66.

В статье освещаются вопросы создания условий для комплексного реабилитационного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе. Автором представлены совокупность приёмов и способов организации и упорядочения практической деятельности по решению конфликтов с участием лиц с ОВЗ.

Фонд СГПИ

Олту, С. П. Региональный опыт межведомственного сотрудничества и организация деятельности службы ранней помощи [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 68–76.

В данной статье описывается опыт межведомственного сотрудничества и организации деятельности Службы ранней помощи для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, а также детей группы риска от 0 до 7-8 лет. Рассматривается принцип межведомственного взаимодействия системы.

Фонд СГПИ

Приходько, О. Г. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с ОВЗ [Текст] / О. Г. Приходько, О. В. Югова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 1. – С. 13–19.

Авторы раскрывают основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми первого года жизни (по линиям развития). Представлены задачи и содержание социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития детей с ОВЗ в младенческом возрасте.

Ракитянская, Л. ОВЗ: очень взрослые задачи [Текст] / Л. Ракитянская // Вечерний Ставрополь. – 2018. – 19 июля. – С. 1–2.

На базе средней школы № 44 города Ставрополя прошла коллегия министерства образования Ставропольского края с повесткой дня «О состоянии и перспективах развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ставропольском крае». Представители краевого министерства, правительства и Думы, руководители органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов, руководители государственных образовательных организаций, общественных организаций, педагогические работники говорили о проблемах и задачах, которые ставит перед собой правительство и министерство образования Ставропольского края в организации процессов воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Сергеева, А. И. Формирование процесса внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сенсорно-тактильных игр из текстильных материалов [Текст] / А. И. Сергеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 35–40.

В статье актуализируется проблема формирования произвольного внимания у детей с ОВЗ. Обозначена роль произвольного внимания для развития высших психических функций, в частности, взаимосвязь с речевой функцией. Представлен авторский опыт разработки и применения сенсорно-тактильных игрушек в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Фонд СГПИ

Сергиенко, А. И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития [Текст] / А. И. Сергиенко // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 23–35.

В статье травматический стресс рассматривается с двух противоположных точек зрения – как разрушительный механизм и как катализатор позитивных личностных трансформаций, направленных на формирование нового (взамен утраченного) смысла жизни. Показано, что альтернативой посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) может быть посттравматический рост (ПТР). Особое внимание уделено современным зарубежным исследованиям ПТР родителей детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), которые подтверждают, что воспитание таких детей при определённых условиях может оказывать позитивное влияние как на развитие личности родителей, так и на функционирование семьи в целом.

Холоднова, Л. Ф. О конкурсах профессионального мастерства среди обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ в образовательных организациях СПО: по материалам социологического исследования [Текст] / Л. Ф. Холоднова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 11–16.

Представлены материалы социологического исследования, посвящённого конкурсам профессионального мастерства среди обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ в образовательных организациях средне-профессионального образования.

Фонд СГПИ

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых