↓ Последние новости ↓


Подведение итогов проекта «По волнам мудрости с Василием Гаазовым»   Др...
«Брайль-Актив» обсудил планы на 2022 год   Именно эта тема стала главной ...
Новая грантовая победа!   Ставропольская краевая библиотека для слепых и ...
Подвели итоги сетевой акции «Я брайлист»!   Это произошло 14 января 2022 ...
К 100-летию П. М. Гречишкина Маяковка запускает новый проект «Сто лет – сто ка...
Новогодние «пазлы» и «смайлы» в Маяковке   В первые две недели нового г...

Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи

2018 год

 

Аванесян, А. Помощь логопеда подросткам с речевыми нарушениями в период профессионального определения [Текст] / А. Аванесян, Ю. В. Прилепко // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 45–47.

Выбор профессии является очень ответственным, зачастую непростым шагом в жизни любого человека. Это очень важное решение, оно определяет дальнейшую судьбу и образ жизни. Но как быть людям с проблемами в речи? Данная статья посвящена вопросу роли логопеда при профессиональном самоопределении подростков с речевыми нарушениями.

Баряева, Л. Б. Специфика учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 1. – С. 9–12.

Рассматриваются вопросы физического воспитания обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Определены основные целевые ориентиры, содержательный и организационный раздел образовательной области «Физическое развитие» для данной категории обучающихся и современные подходы к организации образовательной деятельности в структуре Примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации федеральных государственных стандартах начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Фонд СГПИ

Белякова, Л. И. Теоретические представления о механизмах нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании [Текст] / Л. И. Белякова // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 16–23.

В статье рассматриваются становление и нарушение речи ребёнка с позиций функциональной системы речи. На основе многолетних клинических и физиологических исследований автором выделены синдромы заикания, которые обозначены как невротическая и неврозоподобная формы.

Фонд СГПИ

Валявко, С. М. Феномен речевого негативизма у детей с алалией [Текст] / С. М. Валявко, Я. Е. Казьмина // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 22–29.

Статья посвящена рассмотрению проявлений речевого негативизма у дошкольников с алалическим синдромом, статистические данные о частоте этих проявлений при алалии приводятся впервые. Описываются некоторые различия в поведении детей в зависимости от формы алалии, что позволяет рассматривать речевой негативизм как вторичный феномен, возникающий в качестве реакции ребёнка на отношение взрослых и его самого на несформированную речь.

Фонд СГПИ

Визель, Т. Г. Об «экспрессивной алалии», её мозговых механизмах и преодолении [Текст] / Т. Г. Визель // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 36–46.

Особое значение в предлагаемой статье придаётся принципиальным различиям мозговых механизмов повторной и спонтанной речи. Подчёркивается, что речевое развитие невозможно без освоения детьми различных объектов внешнего мира, воспринимаемых разными – сенсорными системами и обозначаемых словами, в связи с чем обсуждается роль межзональных проводящих путей, необходимых для связи этих систем друг с другом. Также обсуждаются процессы спонтанной и направленной компенсации нарушенной артикуляционной способности, и, в первую очередь, приёмов сенсорной интеграции.

Георгиева, Д. Болгарская модель интенсивной коррекции заикания у взрослых, разработанная в рамках доказательной медицины [Текст] / Д. Георгиева // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 43–50.

Автором рассмотрены теоретические вопросы, лежащие в основе доказательной модели интенсивной коррекции заикания у взрослых, возможности её адаптации и применения в болгарской логопедии в соответствии с международными стандартами клинической практики. Представлены положительные результаты применения 2-х программ интенсивной коррекции заикания у взрослых через 3 года.

Фонд СГПИ

Глозман, Ж. М. Динамика изменений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания [Текст] / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 51–57.

В статье анализируется сложная психологическая структура заикания как комплекса нарушений личности и плавности речи. Экспериментально подтверждено, что комплексная система семейной групповой логопсихотерапии оказывает значимое воздействие как на плавность речи и когнитивные функции лиц с заиканием, так и на их личностные характеристики.

Фонд СГПИ

Гущинская, М. В. Формирование графомоторного навыка письма у школьников с предикторами регуляторной и зрительно-пространственной дисграфии [Текст] / М. В. Гущинская // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 39–47.

В статье рассматривается актуальная для теории и практики логопедии проблема становления первоначального навыка письма у школьников, имеющих парциальную несформированность регуляторного и зрительно-пространственного компонентов письма. Приводится описание разработанного комплекса условий организации процесса формирования графомоторного навыка у данной группы детей, отслеживаются результаты его апробации в ходе формирующего и контрольного экспериментов.

Фонд СГПИ

Двуреченская, О. Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Н. Двуреченская, Е. Е. Дмитриева // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 19–29.

Представлены результаты теоретико-экспериментального исследования коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснованы теоретические подходы к изучению общения «особого» ребёнка со взрослым и сверстником, представлен большой массив экспериментальных данных о закономерностях и качественных особенностях коммуникативного развития данной категории детей.

Запорожец, К. С. Методы и приёмы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / К. С. Запорожец // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 101–104.

В статье изложены результаты анализа методических разработок отечественных исследователей по проблеме изучения грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Освещены подходы к формированию грамматического строя речи и описаны методы и приёмы по развитию навыков словоизменения, словообразования и синтаксиса.

Фонд СГПИ

Калягин, В. А. Заикание: пути к пониманию [Текст] / В. А. Калягин // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 24–32.

На основе сравнительного анализа монографии И. А. Сикорского «О заикании» (1889) «Руководства по заиканию» (2007) О. Блодштейна и Н. Б. Ратнера представлен спектр проблем, связанных с пониманием феномена заикания и поисков путей его преодоления на протяжении более ста лет. Сделана попытка выбора актуальных вопросов, решение которых может способствовать прогрессу в данной области.

Фонд СГПИ

Карнаухова, Я. Б. Стратегия логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР методом изографического моделирования [Текст] / Я. Б. Карнаухова // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 57–65.

В статье рассматриваются организация и содержание логопедической работы с использованием метода изографического моделирования в процессе формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Левина, Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи [Текст] / Р. Е. Левина // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 5–9.

Автор выдвигает концепцию уровневого становления коммуникативных процессов речи ребёнка, связанных с формированием регуляторных механизмов, обеспечивающих взаимодействие интеллектуальных и аффективных компонентов речевого акта. На основе проведённого на базе сектора логопедии Института коррекционной педагогики РАО исследования факторов, влияющих на возникновение заикания у детей, представлены системы преодоления заикания в условиях самостоятельной ситуационной речи с переходом к контекстной. Обозначена вариативность заикания у детей и необходимость совместных исследований, направленных на изучение соотношения первичных и вторичных проявлений нарушения как основы дифференцированного подхода к устранению заикания у детей.

Фонд СГПИ

Липковская, В. В. Общий обзор нарушений речевого развития при нейрофиброматозе I типа в зарубежных исследованиях [Текст] / В. В. Липковская // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 48–57.

Обобщены результаты зарубежных исследований и представлен обзор типичных для нейрофиброматоза I типа нарушений речевого и языкового развития, которые в более общем плане порождают трудности коммуникации и социального общения, а также могут стать причиной проблем в эмоционально-волевой сфере.

Фонд СГПИ

Лохов, М. И. Межполушарное взаимодействие и речевые расстройства [Текст] / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 58–66.

В статье показаны возможности метода кросскорреляционного компьютерного анализа электроэнцефалограмм (КЭЭГ) детей 3-11 лет с заиканием и другими нарушениями, относящимися к пограничным психическим расстройствам в выявлении сходных нарушений взаимодействия между корковыми структурами полушарий головного мозга. Эти нарушения выражаются в пониженной активности по сравнению с нормой структур правого полушария, что меняет взаимодействие между структурами правого и левого полушарий и приводит к нарушению процесса первичной обработки воспринимаемой информации. Детальный анализ ЭЭГ-картины при заикании свидетельствует о нарушении взаимосвязи между структурами головного мозга и указывает на связь заикания с другими пограничными психическими расстройствами.

Фонд СГПИ

Сильверман, Ф. Х. «Чудовищный» эксперимент [Текст] / Ф. Х. Сильверман // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 10–15.

В статье обсуждаются теоретические, прикладные и этические аспекты неопубликованного исследования, проведённого в конце 1930-х годов и демонстрирующего, как дети с нормальным речевым развитием начинали заикаться в результате внешних оценочных суждений о плавности их речи.

Фонд СГПИ

Скребец, Т. В. Психологическое сопровождение процесса коррекции дисграфических расстройств учеников начальной школы [Текст] / Т. В. Скребец // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 50–60.

Представлены результаты экспериментального исследования письменной речи младших школьников с оптико-пространственными нарушениями. Автором предложена психокоррекционная программа по коррекции дисграфических расстройств у учеников начальной школы.

Фонд СГПИ

Филатов, Ю. О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей [Текст] / Ю. О. Филатов // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 33–42.

В статье представлено авторское понимание становления плавности речевого высказывания у детей в норме с использованием представлений о функциональной системе речи. На основе масштабного исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами речевых расстройств дана характеристика сходных показателей нарушений плавности речи. Представлены качественные различия нарушений плавности речи у детей с заиканием, дизартрией, алалией, что определяется структурой речевых расстройств и по-разному отражается на формировании плавности речевого высказывания.

Фонд СГПИ

Хомутская, Е. Ю. Обзор подходов к исследованию дислексии в итальянской научной школе [Текст] / Е. Ю. Хомутская // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 47–56.

Представлен обзор работ итальянских учёных по проблемам нарушений чтения: рассматриваются сублексический и лексический варианты стратегии освоения навыка чтения, разрабатываемые в итальянской логопедии. Представлены генетические, нейропсихологические, нейрофизиологические аспекты исследования этиопатогенеза дислексии, сведения о проявлении и распространенности данного нарушения.

Эггерс, К. Темперамент и исполнительные функции у детей с заиканием: обзор исследований [Текст] / К. Эггерс // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 67–75.

Представлен обзор результатов изучения темперамента и исполнительных функций у детей с заиканием 3,4-10 лет и у детей того же возраста и пола без заикания. У детей с заиканием установлен более высокий показатель негативной реактивности и более низкий показатель саморегуляции, определяющий у них сниженный контроль поведения и ориентировки. Полученные результаты подтверждают гипотезу об отличии темперамента и некоторых процессов саморегуляции у детей с заиканием в сравнении с детьми без речевых нарушений.

Фонд СГПИ

Министерство культуры Ставропольского краяперсональные данные детиПортал госуслугОфициальный сайт ГМУнародный контроль ставропоольского краягранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитет