↓ Последние новости ↓


Подведение итогов проекта «По волнам мудрости с Василием Гаазовым»   Др...
«Брайль-Актив» обсудил планы на 2022 год   Именно эта тема стала главной ...
Новая грантовая победа!   Ставропольская краевая библиотека для слепых и ...
Подвели итоги сетевой акции «Я брайлист»!   Это произошло 14 января 2022 ...
К 100-летию П. М. Гречишкина Маяковка запускает новый проект «Сто лет – сто ка...
Новогодние «пазлы» и «смайлы» в Маяковке   В первые две недели нового г...

Обучение детей с умственной отсталостью

2012 год

 

 

Бархатова, Ю. В. Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности в условиях детского дома-интерната [Текст] / Ю. В. Бархатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 76–82. 

Описан опыт обучения умственно отсталых младших школьников компьютерной грамотности. Представлен обучающий курс, разработанный Щадринским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей.

Василенко, О. В. Особенности понимания сложных синтаксических конструкций учащимися 7–9-х классов с лёгкой степенью умственной отсталости [Текст] / О. В. Василенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 28–32.

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей понимания сложных синтаксических конструкций учащимися 7–9-х классов с легкой степенью умственной отсталости.

Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. Г. Вечканова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 20–29. 

Рассматриваются вопросы формирования театрализованной игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Представлены экспериментальные данные об особенностях восприятия сказки, иллюстрирования её содержания с помощью рисунков детьми дошкольного возраста. Предложена технология формирования театрализованной игровой деятельности.

Воробьёв, Е. А. Учебно-методический комплект «Картонажно-переплётное дело» и его применение в трудовом обучении умственно отсталых школьников [Текст] / Е. А. Воробьёв // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 71–75. 

Описано содержание учебно-методического комплекта «Картонажно-переплётное дело» для учащихся коррекционных школ VIII вида.

Дуброва, Т. И. Уровневая дифференциация профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 40–48. 

В статье раскрываются теоретические основы и практические пути организации уровневой дифференциации обучения как средства подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности.

Евдокимова, И. И. Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы-интерната для детей с ОВЗ [Текст] / И. И. Евдокимова, Т. Н. Черноусова, М. И. Рыжкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 53–55. 

Охарактеризованы действующие программы спортивно-оздоровительной работы Пенской школы-интерната VIII вида.

Зак, Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях детского дома [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 49–57. 

Представлены исторические аспекты оказания помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Рассмотрены современные проблемы социальной реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях детского дома. Представлен необходимый перечень социально-реабилитационных услуг, оказываемых в учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития.

Закрепина, А. В. Коррекционно-развивающие занятияв группе кратковременного пребывания [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 48–51. 

В статье представлены примерные конспекты коррекционно-педагогических занятий, соответствующих предлагаемым в Программе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью этапам обучения.

Закрепина, А. В. Программа «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – Прил. 

В программе раскрываются цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, посещающими группы кратковременного пребывания в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Программа адресована педагогам-дефектологам.

Закрепина, А. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 58–66. 

В статье рассматриваются наиболее сложные синдромы, для которых общим является выраженное интеллектуальное недоразвитие. Раскрываются понятия «умственная отсталость» и «олигофрения». Приводится пример педагогической оценки психофизического развития ребёнка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, даются краткие рекомендации для организации индивидуальной коррекционно-педагогической помощи.         

Фонд СГПИ

Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении естествознанию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 8–14. 

Проблемное обучение как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся массовой школы являлось предметом научных интересов многих исследователей и не теряет своей актуальности в современной системе образования. В статье рассматриваются проблемные ситуации и методические приёмы их создания на уроках естествознания.

Капустина, Р. И. Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] / Р. И. Капустина, В. А. Грицук // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 3–12. 

Составной частью социальной политики Российской Федерации в настоящее время является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии, воспитывающихся в детских домах-интернатах. В практике работы социальных учреждений, представленной автором, используются различные способы осуществления подготовки умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни, методики формирования знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в социуме.

Кормильщикова, Н. Н. Музыкальный фольклор, как средство воспитания умственно отсталых детей [Текст] / Н. Н. Кормильщикова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 3. – С. 37–42. 

О коррекционно-развивающих возможностях фольклора и его применении в воспитании школьников с умственной отсталостью.

Мамаева, А. В. Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками [Текст] / А. В. Мамаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 32–36. 

Одним из актуальных направлений развития специального образования в России является определение содержания, методов, организационных форм воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, направленных на формирование средств коммуникации и умений использовать их в определённых жизненных ситуациях. Организация взаимодействия между детьми, находящимися на примерно одинаковом уровне развития, методики организации совместных занятий и результаты этого взаимодействия описаны автором.

Митин, А. Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов [Текст] / А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 15–17. 

В статье рассматривается проблема работы педагогов с родителями детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение. Обсуждаются возможности занятий физическими упражнениями в повышении эффективности социализации детей с нарушениями интеллектуального развития. 

Фонд СГПИ

Москалькова, С. Н. Психолого-педагогические условия формирования исполнительских действий в технике работы кистью и красками у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / С. Н. Москалькова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 57–65. 

Предложена методика обучения художественным операциям младших школьников, имеющих нарушения интеллекта, даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической деятельности, способствующей формированию у младших школьников с нарушением интеллекта изобразительных умений при работе кистью и красками.

Олейникова, Н. П. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида [Текст] / Н. П. Олейникова, О. В. Вострикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 11–14.

О формах и методах формирования навыков социально-бытовой ориентировки у учащихся коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития.

Пушкин, С. А. Дополнительное физкультурно-спортивное образование лиц с ментальными нарушениями средствами спортивной гимнастики [Текст] / С. А. Пушкин, Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов // Адаптивная физическая культура. – 2012. - № 2. – С. 14–16. 

Статья посвящена применению технологии занятий спортивной гимнастикой на основе примерной программы учреждений дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности, её влиянию на физическую подготовленность и успеваемость занимающихся.

Фонд СГПИ

Сляднев, А. А. Формирование двигательно-символической интенциональности как цель физического воспитания ребёнка с нарушением интеллекта [Текст] / А. А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 21–23.

В статье обосновывается необходимость формирования у ребёнка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта компенсаторного механизма двигательно-символической интенциональности средствами адаптивной физической культуры.   

Фонд СГПИ

Толстикова, О. Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников [Текст] / О. Н. Толстикова // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 73–81. 

Раскрыты особенности коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников.

Фатихова, Л. Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 72–80. 

Исследование мыслительной деятельности детей с интеллектуальными  нарушениями – достаточно разработанная проблема в специальной психологии и педагогике. Основываясь на имеющихся разработках, автор даёт краткий анализ оригинальной методики диагностики социального интеллекта этих детей, излагает экспериментальные данные об особенностях проявления способностей к распознаванию эмоциональных состояний.

Фоменко, Л. А. Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Л. А. Фоменко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 63–74. 

Автор рассказывает о правилах проведения работы над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.

Царькова, С. М. Использование наглядно-дидактических игр в сенсорном воспитании детей с нарушением интеллекта [Текст] / С. М. Царькова, Г. Р. Ковбай, Н. А. Дубина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 42–47. 

У детей, имеющих нарушения интеллекта,  затруднено восприятие окружающего мира. Восприятием детей необходимо руководить, формировать и развивать его на основе игры. В статье представлен авторский игровой наглядно-дидактический комплекс, предназначенный для коррекционно-реабилитационной работы при взаимодействии группы специалистов.

Штефанова, Е. С. Изучение коммуникативных умений и эмоционально-поведенческого компонента у детей 6–8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости [Текст] / Е. С. Штефанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 17–21.

Согласно взглядам отечественных психологов, общение выступает в качестве одного из основных условий развития и формирования личности. В общении активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации. Автор, проанализировав результаты экспериментального исследования специфических особенностей коммуникативных умений и механизмов коммуникативных нарушений у детей 6–8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, даёт рекомендации по изучению и формированию коммуникативных умений и навыков у данной категории детей.

Министерство культуры Ставропольского краяперсональные данные детиПортал госуслугОфициальный сайт ГМУнародный контроль ставропоольского краягранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитет