↓ Последние новости ↓


Подведение итогов проекта «По волнам мудрости с Василием Гаазовым»   Др...
«Брайль-Актив» обсудил планы на 2022 год   Именно эта тема стала главной ...
Новая грантовая победа!   Ставропольская краевая библиотека для слепых и ...
Подвели итоги сетевой акции «Я брайлист»!   Это произошло 14 января 2022 ...
К 100-летию П. М. Гречишкина Маяковка запускает новый проект «Сто лет – сто ка...
Новогодние «пазлы» и «смайлы» в Маяковке   В первые две недели нового г...

Обучение слепых и слабовидящих детей

2013 год

 

 

Акшатина, Н. А. Праздник мыльных пузырей [Текст] / Н. А. Акшатина // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 26–28. – (В помощь реабилитологу). 

Сценарий праздничного мероприятия в старшей группе детского сада для детей с нарушениями зрения, направленного на развитие воображения и фантазии, снятие эмоционального напряжения и улучшение детско-родительских отношений.  

Алеева, Н. Б. Знакомство с песком и глиной [Текст] / Н. Б. Алеева, Н. К. Шашкина // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 39–41. – (В помощь реабилитологу).

Сценарий занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы.

Андреев, В. В. Коррекция и развитие ловкости у школьников 12–17 лет с депривацией зрения [Текст] / В. В. Андреев, Н. А. Шурышев, О. В. Мараховская // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 4. – С. 35–37. 

Школьники с нарушениями зрения имеют, как правило, более низкий уровень ловкости в сравнении со здоровыми сверстниками. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по коррекции и развитию их ловкости, показана методика осуществления коррекционно-педагогической работы в этом направлении. 

Фонд СГПИ

Андреев, В. В. Особенности развития силовых способностей школьников 12–17 лет с депривацией зрения [Текст] / В. В. Андреев, Н. А. Шурышев, О. А. Андреева // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 3. – С. 22–25. 

В статье представлены результаты педагогического исследования по развитию силовых способностей у школьников с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода. Выявлены и доказаны эффективные средства и методы, влияющие на уровень развития изучаемого физического качества. 

Фонд СГПИ

Борисенко, С. В. Кругосветное путешествие [Текст] / С. В. Борисенко, Е. В. Незнамова, Н. Н. Акулова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 36–38. – (В помощь реабилитологу).

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения.

Гета, А. В. Коррекция физического и психоэмоционального состояния детей 6–7 лет с миопией средствами плавания [Текст] / А. В. Гета // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 2. – С. 36–39.

Детская близорукость является актуальной проблемой системы здравоохранения и занимает ведущее место среди зрительных патологий. Автор рассматривает возможность использования программы коррекции физического и психоэмоционального состояния детей 6–7 лет с миопией средствами плавания в процессе адаптивной физической культуры. 

Фонд СГПИ

Гривцова, Л. М. Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. М. Гривцова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 15–17. – (В помощь реабилитологу).

Описан опыт коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Дегтярева, Н. Н. Наши пернатые друзья [Текст] / Н. Н. Дегтярева, Н. Н. Акулова, Ю. В. Аникина // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 32–35. – (В помощь реабилитологу). 

Сценарий тематического мероприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.

Дегтярева, Н. Н. Социально-личностное развитие дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Н. Н. Дегтярева // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 12–14. – (В помощь реабилитологу). 

Автор рассказывает о методах и формах психокоррекционной работы с детьми, которые направлены на успешную интеграцию их в общество сверстников, коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии на фоне зрительного дефекта.

Денискина, В. З. К вопросу об обучении детей с нарушением зрения чтению и письму по системе Брайля [Текст] / В. З. Денискина, Г. А. Фатьянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 23–27. 

В век цифровых технологий, когда компьютерной грамотности придаётся всё большее значение и при обучении детей с нарушениями зрения, чтение и письмо по системе Брайля остаётся для слепого ребёнка обязательным и необходимым условием для его качественного обучения, развития и социализации. В статье представлены рекомендации для учителей, реабилитологов, родителей и тьюторов, обучающих инвалидов по зрению чтению и письму по системе Брайля.

Денискина, В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 4–14. 

В отечественной коррекционной педагогике убедительно показано, что для реализации возможностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходим учёт особенностей его обучения, образовательных потребностей и реабилитации. Предлагаемая статья раскрывает тифлопедагогические требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения.

Клопота, Е. А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушениями зрения в процессе их социализации [Текст] / Е. А. Клопота // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 35–42. 

Анализируются особенности «Я-концепции» людей, имеющих глубокие нарушения зрения. Выделяются особенности развития «Я-образа» на разных возрастных этапах. Представлены этапы психологического сопровождения незрячих и слабовидящих для адекватного формирования «Я-концепции».

Кодзасова, Е. Офтальмо-педагогический журнал в лечебно-восстановительной работе в специальном (коррекционном) учреждении IV вида [Текст] / Е. Кодзасова, Н. Рагалева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 58–65. 

Описан опыт работы одного из московских детских садов компенсирующего вида, реализующего комплекс лечебных и коррекционно-педагогических мероприятий по оказанию ранней помощи детям с  заболеваниями глаз, их подготовке к обучению в общеобразовательной школе.  

Фонд СГПИ

Любимов, А. А. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения [Текст] / А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 36–44. 

В статье описан алгоритм формирования навыка предметно-практических действий у слепых и слабовидящих детей, позволяющий педагогам, воспитателям и родителям максимально полно формировать различные навыки у детей с нарушением зрения. Представленный опыт был апробирован как в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III–IV вида, так и в процессе индивидуальной работы авторов со слепыми и слабовидящими детьми в условиях общеобразовательных учреждений.

Любимов, А. А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» [Текст] / А. А. Любимов, В. З. Денискина // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 16–22.

Представлены этапы обучения пространственной ориентировке слепых и слабовидящих. Предложена единая терминология, используемая в рамках коррекционного курса «Пространственная ориентировка».

Машенцева, Т. В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей : на материале настольного тенниса [Текст] / Т. В. Машенцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 49–50. 

Одним из активных средств познания слепыми окружающего пространства являются спортивные игры. Представлены этапы знакомства слабовидящих детей с адаптированными правилами настольного тенниса.

Мжельская, Н. В. Развитие общения младших школьников с нарушениями зрения [Текст] / Н. В. Мжельская // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 72–79.

Предлагаемый материал посвящён формированию организационно-педагогических условий развития общения у младших школьников с нарушениями зрения. Представлены особенности становления процесса общения у детей, методы и средства его формирования.

Набатова, Е. А. Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. А. Набатова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 9–11. – (В помощь реабилитологу). 

В статье рассматриваются индивидуальные и групповые формы работы с родителями, имеющими детей с ограничениями жизнедеятельности в условиях детского сада комбинированного вида.

Неуструев, В. В. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в школах III–IV видов [Текст] / В. В. Неуструев // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 23–28.

Применение компьютера и тифлотехнических средств на уроках истории и во внеклассной работе делает более современным и успешным образовательный процесс.

Новикова, И. А. Как быть здоровым [Текст] / И. А. Новикова, Э. В. Фатеева //Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 42–46. – (В помощь реабилитологу). 

Сценарий тематического мероприятия в старшей специализированной группе для детей с нарушением зрения. 

Новикова, Н. Б. Оценка технической подготовленности лыжников-гонщиков с нарушением зрения [Текст] / Н. Б. Новикова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 4. – С. 28–29. 

В статье рассматриваются способы оценки и коррекции технической подготовленности лыжников-гонщиков с нарушением зрения, описывается результаты исследования, проведённого Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физической культуры. 

Фонд СГПИ

Орехова, Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности [Текст] : использование новых технологий / Т. Орехова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 1. – С. 84–91.

В коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, применяются различные игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы детей, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс. В статье приведены примеры игровых пособий, представлены варианты тактильных игр с ними. 

Фонд СГПИ

Рахимбекова, Н. А. Организация комплексного развития ребёнка с нарушением зрения в условиях комбинированного ДОУ [Текст] / Н. А. Рахимбекова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 3–6. – (В помощь реабилитологу). 

О специфике организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.

Сиканова, Н. С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей [Текст] / Н. С. Сиканова, Л. М. Тарасенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 64–67. 

Представлены разработанные и апробированные московским детским садом компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения комплексы коррекционно-развивающих занятий, направленные на обогащение познавательной и двигательной деятельности детей.

Соколов, В. В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям [Текст] / В. В. Соколов // Дефектология. – 2013. – № 4. – С. 65–77. 

Повсеместное внедрение информационных технологий, постоянно расширяющийся спектр цифровых тифлотехнических средств требует от инвалида по зрению особой подготовки для эффективного использования этой техники. В этой связи особые требования предъявляются к методикам преподавания информатики и информационных технологий. В статье представлены методические рекомендации обучения слабовидящих практическим навыкам работы на компьютере без визуального контроля.

Соколов, В. В. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией [Текст] / В. В. Соколов, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 33–42. 

Представлен краткий обзор наиболее эффективных компьютеризированных средств реабилитации слепых и слабовидящих, которые могут использоваться в учебном и воспитательном процессе специальных и инклюзивных образовательных учреждений.

Тупоногов, Б. К. Контроль процессов функционирования специальных школ III и IV видов [Текст] / Б. К. Тупоногов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  – 2013. – № 6. – С. 15–22. 

В современных условиях формирования системы общего и специального образования сложились различные формы внутришкольного контроля, вобравшие в себя богатый опыт работы как общих, так и специальных школ. Апробированная на практике система контроля функционирования специальных школ описана в предлагаемой статье.

Шведова, Н. П. Рельефная наглядность для слепых [Текст] / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 33–42.

В статье освещаются вопросы, касающиеся обучения слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста: знакомство слепого ребёнка с книгой, рассматривание рельефных изображений; отражены трудности восприятия рельефного рисунка, характерные для слепых детей. Приводится алгоритм работы в этом направлении.

Шевцов, А. В. Адаптивная восстановительная коррекция мышечной системы легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения паравертербральным тренажером и стретч-массажем [Текст] / А. В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1. – С. 29–32.

Представлена комплексная методика адаптивной восстановительной коррекции мышечной системы, применяемая в паралимпийской сборной команде России по лёгкой атлетике. 

Фонд СГПИ

Министерство культуры Ставропольского краяперсональные данные детиПортал госуслугОфициальный сайт ГМУнародный контроль ставропоольского краягранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитет