Изменить размер шрифта  

Ремонт ноутбука своими руками. Быстрый и гарантийный ремонт ноутбуков. Срочный ремонт ноутбуков. Ремонт компьютеров на дому. Быстрый ремонт компьютеров своими руками. Настройка и ремонт компьютеров. Java уроки для начинающих. Лучшие java уроки. Учим язык Java с нуля. Обзор смартфонов samsung. Качественный обзор смартфонов samsung galaxy. Обзор смартфона samsung galaxy s4. Фото картинки приколы. Самые новые картинки приколы. Лучшие приколы картинки. Скачать аддоны для wow. Самые новые аддоны для wow скачать. Скачать аддоны для wow быстро и без реги. Видео уроки python. Лучшие python уроки. Учим язык python с нуля. Скачать шаблоны для Joomla. Самые новые joomla шаблоны. Бесплатные шаблоны для Joomla.
Главная
О библиотеке
История
Учредительные документы
Государственное задание и оценка качества
Услуги
Структура
Бэкграундер
Библиотека в СМИ
Читателям
Правила пользования
Новые поступления
Портрет в книжном интерьере
Библиотека «ЛОГОС»
Страничка психолога
Обзор тифлотехники
Ресурсы
Полезные ссылки
Полнотекстовая БД "Инвалид и общество"
Тифлокалендарь
Наши издания
Фильмы с тифлокомментариями
Специальные структурные подразделения
Центр социально-правовой информации
Детско-юношеский зал "Выбор"
Пресс-служба
Центр поддержки доступного туризма
Профессионалам
Интергрированное библиотечное обслуживание
Сеть интегрированного обслуживания
Итоги мониторинга
Повышение квалификации
План мероприятий
Полезные материалы
Организация доступной среды
Методические материалы
Виртуальный кабинет
Специалистам сферы воспитания и образования
Центр поддержки образования
Виртуальный музей
Противодействие коррупции
Антитеррор

Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

Портал культура.рф

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет


Дети с множественными (сложными) нарушениями развития

Внимание! Новые материалы обозначены значком новое

 

Абрамова, Л. В. Формирование коммуникативной культуры у лиц юношеского возраста со сложными нарушениями развития в условиях реабилитационного центра [Текст] / Л. В. Абрамова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 49–55. 

В статье описаны направления коррекционной работы Курчатовского реабилитационного центра для детей с ОВЗ по повышению коммуникативной компетентности воспитанников юношеского возраста с комплексными нарушениями развития в процессе творческой деятельности.

Авраамова, Т. В. Метод проектов как путь повышения качества социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации [Текст] / Т. В. Авраамова, О. А. Кисель, С. Г. Малай [и др.] // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 45–53. 

Предлагаемая методическая разработка внеурочного проекта «Салют Победы» для обучающихся 5–11 классов с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует возможности использования системной проектной деятельности в образовательных учреждениях. 

Фонд СГПИ

Андреева, С. В. Интеграция. Или просто жизнь [Текст] / С. В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 5. – С. 11–15. 

Представлен опыт работы Псковского Центра лечебной педагогики, описаны реализуемые интегративные  проекты (спортивные, музыкальные, художественные, театральные), направленные на социализацию, самореализацию детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, на изменение отношения общества к людям с ментальной инвалидностью.

Андреева, С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжёлыми нарушениями развития [Текст] / С. В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. –  №5. – С. 40–43. 

Статья посвящена сложной и деликатной проблеме сексуального воспитания детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Предложена система занятий по половому просвещению и воспитанию детей и подростков с учётом их возраста, особенностей развития и психологической готовности.

Битова, А. Л. Методы и приёмы стимуляции речи детей, имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития [Текст] / А. Л. Битова, Л. А. Островская // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 2–3. 

Описано использование полисенсорного подхода к стимуляции речевого развития, применение метода сенсорной интеграции, элементов альтернативной коммуникации, помогающие ребёнку с множественными нарушениями развития в обретении навыков вербального общения и невербальной коммуникации. 

Фонд СГПИ

Борисова, Ю. Н. Взаимодействие с родителями в условиях лекотеки [Текст] / Ю. Н. Борисова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 31–34. 

Описаны основные этапы коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, современные методы поддержки и обучения родителей. 

Фонд СГПИ

Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза [Текст] / С. В. Волкова // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 29–38.

Рассматривается оригинальный подход к изучению и преодолению фонематических нарушений у детей с органическими поражениями головного мозга, основанный на сочетании традиционного и инновационного логопедического воздействия, включающего метод аппаратной полимодальной (визуальной и вибро-тактильно-акустической) стимуляции функциональных предпосылок речевой деятельности.

Гагарина, А. Играем со строительным материалом [Текст] / А. Гагарина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 75–78. 

Представлена авторская методика учителя-дефектолога Северодвинского специализированного дома ребёнка «Трансформация построек из строительного материала» в обучении конструированию детей с ограниченными возможностями с целью их умственного и речевого развития. 

Фонд СГПИ

Гнитько, Л. П. Ранняя медико-социально-психологическая помощь детям и их родителям [Текст] / Л. П. Гнитько // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2012. – № 2. – С. 66–84. 

Описан опыт работы «Службы ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям», действующей на базе Томского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. 

Фонд СГПИ

Голованова, Е. Н. Организация обучения и воспитания детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в детском доме-интернате «ЮЖНОЕ БУТОВО» [Текст] / Е. Н. Голованова, И. Е. Моисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 30–36.

Представлена работа психолого-педагогической службы интерната, а также досуговая и внеурочная деятельность педагогов с воспитанниками.

Головчиц, Л. А. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха [Текст] / Л. А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 13–21. 

В образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха целесообразно создавать группы для детей со сложными нарушениями в развитии. Организация и содержание работы в таких группах имеют свои особенности. В статье даны методические рекомендации по созданию условий воспитания и обучения, описаны формы организации, требования к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы.

Головчиц, Л. А. Организация групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Головчиц, В. З. Денискина, А. В. Кроткова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 11–12.

Одной из традиционных форм коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста являются организуемые в ДОУ для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта специальные группы для детей с комплексными нарушениями. В статье описаны цели и задачи деятельности таких групп, представлены ссылки на нормативную документацию, даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам со сложными нарушениями развития.

Головчиц, Л. А. Совершенствование форм коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития [Текст] / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 25–33. 

Проблема помощи детям с комплексными нарушениями в развитии остаётся одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной сурдопедагогике. Недостаточная эффективность воспитания и обучения этих детей обусловливает поиск новых форм организации коррекционной работы и новых педагогических технологий. В своей статье автор определяет основные задачи коррекционно–педагогической помощи этой категории детей, разбирает положительные  и отрицательные стороны различных методов и форм работы.

Головчиц, Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 3–13. 

В условиях новой образовательной ситуации, открывающей доступ детям с тяжёлой формой инвалидности к образованию, важно создание оптимальных условий для реализации их образовательного потенциала, в связи с чем требуется определение содержания образования, условий, необходимых для его получения, и требований к результатам их обучения. Эту роль и призван выполнить Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, проект которого представлен в предлагаемой статье.

Денискина, В. З. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения [Текст] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 2. – С. 3–10.

В статье раскрываются вопросы организации воспитания дошкольников с множественными нарушениями в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Описаны требования, предъявляемые к условиям пребывания данной категории детей в специализированном детском саду.

Ерошина, Г. Ю. Разработка и реализация моделей интеграции детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в системе специального обучения [Текст] / Г. Ю. Ерошина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 3–8.

Освещён практический опыт коррекционно-воспитательной работы Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Вера» г. Рязани проведения комплекса внеурочных мероприятий с тяжело умственно-отсталыми детьми.

НовоеЖигорева, М. В. Содержание диагностической программы изучения развития детей с множественными нарушениями раннего возраста [Текст] / М. В. Жигорева, Е. Ю. Шорникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 61–75.

В статье представлена диагностическая программа изучения всех линий развития детей раннего возраста с множественными нарушениями, выявлены параметры, позволяющие оценить уровень психического развития детей обозначенной категории.

Фонд СГПИ

Забелич, Д. Н. Состояние сформированности жизненных компетенций детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития как основа планирования коррекционной работы [Текст] / Д. Н. Забелич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 23–28.

Представлен анализ результатов исследования сформированности жизненных компетенций детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Заречнова, Е. А. Календари [Текст] : приёмы работы с различными видами календарей для детей с нарушениями развития, включая слепоглухоту / Е. А. Заречнова, Е. Н. Топоркова // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 40–47. 

В статье дано описание различных видов календарей, использующихся для коммуникации с детьми, имеющими недостатки развития, включая слепоглухоту, а также приёмов и этапов работы с разными календарями.

Зорина, Е. В. Формирование изобразительной деятельности у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития [Текст] / Е. В. Зорина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 2. – С. 22–35.

В статье представлены задачи и методические приёмы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития навыкам изобразительной деятельности. Описаны этапы и разнообразные способы вовлечения детей в данный вид деятельности, её развития на занятиях в зависимости от возможностей детей.

Иванова, С. В. Организация социального патронажа в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями [Текст] / С. В. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 41–44. 

В настоящее время к числу наиболее актуальных направлений социальной работы относится работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Цели, направления работы, этапы, примерный план деятельности специалистов с семьёй описаны в предлагаемой статье.

Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников в процессе обучения русскому языку: состояние, проблемы и перспективы [Текст] / С. Ю. Ильина // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 39–48. 

Рассматриваются современные подходы к речевому развитию умственно отсталых учеников 5–9 классов, анализируются основные недостатки сложившихся методов и определяются перспективы совершенствования процесса обучения русскому языку с целью улучшения речевого развития учащихся.

Исмаилова, И. С. Коррекционная работа по развитию связной речи у слабовидящих умственно отсталых младших школьников [Текст] / И. С. Исмаилова // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 70–77. 

Представлена модель коррекционной работы по развитию связной устной речи у младших школьников с комплексными нарушениями зрения и интеллекта. Раскрываются принципы, содержание и особенности реализации коррекционной работы с данной категорией детей. 

Каракулова, Е. В. Педагогическая технология преодоления системного недоразвития речи с учётом формирования эмоциональной сферы у дошкольников с функциональными нарушениями зрения [Текст] / Е. В. Каракулова // Специальное образование. – 2011. – № 3. – С. 34–43.

Отражена педагогическая технология, направленная на формирование эмоциональной сферы на фоне коррекции сенсорных, моторных и речевых нарушений у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.

Каткова, И. А. Результаты экспериментального изучения педагогических условий обучения младших школьников в классах для детей со сложной структурой дефекта коррекционных образовательных организаций VIII вида (на примере изучения навыка чтения) [Текст] / И. А. Каткова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 7–12.

В статье освещается вопрос обеспечения специальных образовательных условий для детей со сложной структурой дефекта, также представлен диагностический комплекс, раскрывающий психические особенности детей обозначенной категории.

Каткова, И. А. Родительское отношение к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложной структурой дефекта [Текст] / И. А. Каткова // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 46–55.

Статья посвящена исследованию трудностей, с которыми сталкиваются родители ребенка со сложным дефектом при закреплении навыка чтения в условиях семейного воспитания; выявлена потребность родителей в формировании у ребенка со сложной структурой дефекта (ССД) навыка чтения; дается характеристика семей, имеющих детей со сложной структурой дефекта; выявлены особенности отношения родителей младших школьников к процессу формирования навыка чтения. Автор обосновывает необходимость организации работы с родителями по их включению в коррекционно-образовательный процесс, в частности, по формированию навыка чтения у детей с ССД, а также потребность в разработке методических рекомендаций для родителей по актуализации и закреплению в процессе семейного воспитания у детей навыков, сформированных в школе.

Кириллова, Е. В. Работа логопеда по развитию зрительного и тактильного восприятия и внимания у детей раннего возраста с ДЦП [Текст] / Е. В. Кириллова // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 3. – С. 90–95. 

В статье описаны направления и приёмы по развитию у детей зрительного и тактильного восприятия – важных умений в процессе их обучения и социализации. 

Фонд СГПИ

Киселева, Н. А. Формирование трудовых и художественных навыков у подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Н. А. Киселева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 2. – С. 36–41.

Представлена деятельность художественных мастерских для детей и молодёжи с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Автор делает акцент на преимуществах групповой организации творческой работы, позволяющей раскрыть творческий потенциал каждого ученика, независимо от тяжести имеющегося нарушения развития.

Кицул, Н. С. Реабилитационный центр – школа жизни для детей с тяжёлыми нарушениями развития [Текст] / Н. С. Кицул // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 33–39. 

Представлен опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями города Курчатова по социализации и социальной адаптации.

Климонтович, Н. А. «Улыбнитесь, вас снимают!»: видеокамера как средство социальной реабилитации [Текст] / Н. А. Климонтович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 33–36. 

Статья рассказывает об опыте работы по социализации молодых людей с тяжёлыми нарушениями развития на примере неформального «Молодёжного клуба» Центра реабилитации инвалидов детства. Подробно описаны формы увлекательной творческой деятельности участников, её задачи, этапы, результаты воздействия.

Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 46–47. 

Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития по формированию у них лексико-грамматических категорий и развитию связной речи имеет некоторые особенности, о них и рассказывается в статье. 

Фонд СГПИ 

Константинова, И. С. Коррекционно-развивающие музыкальные занятия с детьми, имеющими множественные нарушения развития: активизирующий эффект и его роль в развитии ребёнка [Текст] / И. С. Константинова // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 52–61.

Отражены возможности коррекционно-развивающих музыкальных занятий в повышении уровня психической активности детей с множественными нарушениями развития. Рассматриваются особенности организации музыкального занятия и характеристики взаимодействия между специалистом и ребёнком, позволяющие добиваться активации ребёнка и способствовать его развитию.

Кормильчикова, И. В. Игра и игротерапия и её роль в организации психотерапевтической помощи детям [Текст] / И. В. Кормильчикова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 15–20.

Определена роль игры в процессе интеллектуального развития детей со сложной структурой дефекта. Приведены результаты экспериментального наблюдения, проведённого в специальной (коррекционной) школе.
Фонд СГПИ

Кроткова, А. В. Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения зрения [Текст] / А. В. Кроткова // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 33–41.

Представлены результаты психолого-педагогического изучения психомоторного развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения зрения. Описаны особенности двигательного, эмоционально-волевого и коммуникативного развития, состояния разных видов деятельности.

Кузменкова, Л. Н. Методика знаково-графического опосредования – как средство формирования коммуникативно-языковых навыков у дошкольников со сложной структурой дефекта [Текст] / Л. Н. Кузменкова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 3. – С. 16–19. 

Описана методика знаково-графического опосредования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, являющаяся наиболее эффективной в формировании коммуникативно-языковых навыков. Методика позволяет задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствовать мышление и речь, делать высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживать интерес детей к активной речевой деятельности. 

Фонд СГПИ 

Курохтина, Л. В. Развитие восприятия у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей [Текст] / Л. В. Курохтина // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 8. – С. 2–9.

Описан опыт работы Детского дома-интерната для умственно отсталых детей (г. Москва) по развитию ощущений, зрительного и слухового восприятия у детей с множественными нарушениями развития.

Фонд СГПИ

Куршакова, О. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся с комплексным дефектом на уроках чтения в 8 классе коррекционной школы [Текст] / О. В. Куршакова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 45–49. 

Представлены способы освоения коммуникативных компетенций учащихся с множественными нарушениями развития, методика работы по развитию умений и навыков общения.

Лещинская, Т. Л. Механизмы социального включения детей с тяжёлыми множественными психофизическими нарушениями [Текст] / Т. Л. Лещинская // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 127–137.

Обоснованы механизмы социального включения детей-инвалидов, каждый из которых подкреплён примером практической деятельности педагога.

Максимова, М. В. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития [Текст] / М. В. Максимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 45–51. 

Автор статьи делится опытом формирования познавательного интереса на начальных этапах занятий с детьми дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Подробно описывает способы повышения привлекательности для ребёнка различных видов деятельности и оказания ему помощи. Иллюстрирует случаи из коррекционно-педагогической практики.

Малкова, Т. П. К вопросу о надомном обучении детей-инвалидов по зрению с комплексными нарушениями [Текст] / Т. П. Малкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 17–20.

Представлен опыт организации коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами по зрению, имеющими комплексные нарушения в развитии, в условиях надомного обучения. Раскрыты направления коррекционной работы с детьми, формы организации работы дефектолога с родителями по их включению в процесс воспитания и обучения детей. 

Мамаева, А. В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с церебральным параличом, имеющих разные уровни сформированности экспрессивной речи [Текст] / А. В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 5. – С. 24–32. 

Результаты исследования показывают уровень сформированности экспрессивной речи детей 7-9 лет с церебральным параличом и содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей.

Мамаева, А. В. Развитие произносительной стороны речи у детей с церебральным параличом [Текст] / А. В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 2. – С. 33–41. 

В статье представлено содержание логопедической работы по развитию произносительной стороны речи у детей с ДЦП, сочетающимся с речевыми нарушениями. Описана целенаправленная работа над формированием когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности и невербальных средств коммуникации.

Мамаева, А. В. Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием [Текст] / А. В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 33–40. 

Представлено содержание логопедической работы по формированию когнитивно-поведенческих предпосылок речи у детей со сложной структурой дефекта: детским церебральным параличом, нарушением интеллекта различной степени выраженности, системным недоразвитием речи. Описаны задачи, условия и приёмы работы, приведены примеры игр.

Мамаева, А. В. Формирование умения декодировать информацию в процессе общения у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием [Текст] / А. В. Мамаева // Воспитание и обручение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 2. – С. 33–41. 

Отражено содержание логопедической работы по развитию импрессивной речи, понимания невербальных средств коммуникации, умения на доступном уровне анализировать информацию в процессе общения у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием.

Наливайко, Г. А. Из опыта работы по организации совместной целенаправленной деятельности взрослого и ребёнка со сложной формой дефекта в условиях школы-интерната [Текст] / Г. А. Наливайко, Е. Д. Мазорук, Е. В. Пучкова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 91–95.

Описаны формы и методы воспитательной работы с детьми, имеющими сложную форму дефекта, в начальных классах специальной (коррекционной) школы.  

Фонд СГПИ

Новикова, И. М. Концептуальный подход к формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития [Текст] / И. М. Новикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 19–27.

Определена педагогическая концепция формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными нарушениями.

Переверзева, М. В. Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития [Текст] / М. В. Переверзева // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 67–75.

Статья адресована специалистам, работающим с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В статье описан метод, систематизированного наблюдения, опирающийся на исследование процесса формирования навыков самообслуживания. Данный метод позволяет определять потенциальные возможности ребенка с тяжелыми нарушениями развития на первоначальном этапе обучения. В статье представлены критерии оценки, использующиеся при проведении данного обследования.

Проглядова, Г. А. Особенности логопедического обследования письменной речи младших школьников с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Г. А. Проглядова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 26–28. 

Представлена специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, на примере логопедической работы в Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III–IV видов.

Ростомашвили, Л. Н. Дидактические средства адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 3. – С. 23–24. 

Представлены дидактические средства педагогического воздействия, используемые при обучении двигательным действиям детей со сложной структурой дефекта. 

Фонд СГПИ

Ростомашвили, Л. Н. Методические рекомендации и требования к организации процесса адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1. – С. 46–48. 

В статье раскрываются особенности развития детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития. Представлены методические рекомендации и некоторые требования к организации процесса адаптивного физического воспитания данной категории детей. 

Фонд СГПИ

Ростомашвили, Л. Н. Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 52–54. 

Рассматриваются особенности психофизического развития, своеобразие психомоторного развития детей со сложными нарушениями, программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, включающее в себя коррекционно-развивающую программу и инновационную методику обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями развития. 

Фонд СГПИ

Ростомашвили, Л. Н. Технология коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 3. – С. 18–20. 

Представлено краткое содержание отдельных компонентов технологии коррекционно-развивающего обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями. 

Фонд СГПИ

Ростомашвили, Л. Н. Формирование игровой деятельности у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями в развитии [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3. – С. 28–31. 

Рассматриваются педагогические аспекты организации игровой деятельности детей со сложными нарушениями развития. 

Фонд СГПИ

Селитреникова, Т. А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида [Текст] / Т. А. Селитреникова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3. – С. 22–24. 

В статье рассматриваются вопросы комплексного контроля над процессом физического воспитания детей с патологией сенсорной системы. Приводятся аспекты и направления анализа деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-V вида. 

Фонд СГПИ

Семендяева, Н. В. Формирование вербальных средств коммуникации у «неговорящих» детей 4–8 лет с интеллектуальным недоразвитием [Текст] / Н. В. Семендяева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 1. – С. 9–12. 

Компенсировать нарушения речевого развития умственно отсталых детей  во многих случаях позволяет организация комплексного коррекционно-логопедического воздействия. Эффективность этой работы достигается путём использования в работе игрового общения, музыкальных и других упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков детей. Формы и методы правильной организации логопедических занятий, виды дидактических игр и различных заданий, направленных на развитие произвольных познавательных процессов, раскрывает автор в предлагаемой статье.

Фонд СГПИ

Суслова, Т. В. Развитие связной речи учащихся с ДЦП на уроках ознакомления с окружающим миром [Текст] / Т. В. Суслова // Коррекционная педагогика: теория и практика, – 2011. – № 2–3. – С. 87–89. 

Отражены основные направления и формы работы, приёмы, используемые на уроках окружающего мира, направленные на развитие речи у детей с детским церебральным параличом.

Телеганова, Л. Г. Совместное обучение детей с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата в условиях единого образовательного пространства специального (коррекционного) учреждения [Текст] / Л. Г. Телеганова, А. Е. Федотова, С. А. Савинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 6. – С. 33–36. 

Описан опыт совместного обучения детей с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, освещаются проблемы включения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательную среду школы V вида и пути их решения.

Учуваткина, Н. А. Особенности понимания связных текстов детьми со сложными нарушениями развития [Текст] / Н. А. Учуваткина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 13–17. 

Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками, носит характер систематического последовательного изложения. Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами. В своей статье автор раскрывает особенности работы по формированию диалогической речи, описывает комплексную систему коррекционной помощи детям младшего школьного возраста, имеющим сочетание интеллектуального нарушения с нарушениями в двигательной, сенсорной, речевой сферах.

Фатеева, О. А. Как обучать всех по-разному [Текст] / О. А. Фатеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 48–52. 

Сегодня школы ориентируются на индивидуализацию образовательных услуг с учётом интересов учащихся, ставя приоритеты на организацию образовательной среды и реабилитационного пространства (опыт Курской области).

Филимонова, О. Г. Использование среды Лого в работе педагога-дефектолога [Текст] / О. Г. Филимонова // Специальная психология : приложение к журналу «Коррекционная педагогика». – 2013. – С. 37–45. 

В коррекционной работе активно используются информационные технологии обучения детей, проводятся занятия по программе Горячева «Информатика в играх и задачах», содержащей элементы знакомства со свойствами предметов, упражнения для дефектологических занятий.

Хайдарпашич, М. Р. К обоснованию необходимости формирования представлений о мире у дошкольников с нарушениями развития [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. – 2013. – № 3. – С. 58–65. 

Общей и коррекционной психологией и педагогикой накоплен целый комплекс исследований в области формирования картины мира у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с нарушениями речи, слуха и с задержкой психического развития. Обзор исследований, возможности использования специализированных компьютерных инструментов для диагностики и структурирования процесса формирования представлений о мире у разных категорий дошкольников представлены в статье.