Изменить размер шрифта  

Главная
О библиотеке
История
Учредительные документы
Государственное задание и оценка качества
Услуги
Структура
Бэкграундер
Библиотека в СМИ
Читателям
Правила пользования
Новые поступления
Портрет в книжном интерьере
Библиотека «ЛОГОС»
Страничка психолога
Обзор тифлотехники
Блог Доступное чтение
Информационные ресурсы
Полнотекстовая БД "Инвалид и общество"
Тифлокалендарь
Наши издания
Фильмы с тифлокомментариями
Виртуальный музей
Полезные ссылки
Специальные структурные подразделения
Центр социально-правовой информации
Детско-юношеский зал "Выбор"
Пресс-служба
Центр поддержки образования
Центр поддержки доступного туризма
Объединение "МАЯК"
Профессионалам
Интергрированное библиотечное обслуживание
Сеть интегрированного обслуживания
Итоги мониторинга
Повышение квалификации
План мероприятий
Полезные материалы
Организация доступной среды
Методические материалы
Виртуальный кабинет
Специалистам сферы воспитания и образования
Противодействие коррупции
Антитеррор

Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

Портал культура.рф

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет


Дети с умственной отсталостью

Внимание! Новые материалы обозначены значком новое

 

Андреева, Е. И. Специфика межличностного взаимодействия со сверстниками дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е. И. Андреева, Л. С. Медникова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 11–19. 

Представлены результаты экспериментального исследования межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками, проведённого на базе дошкольных образовательных организаций комбинированного вида Оренбурга. Выделены типологические особенности межличностного взаимодействия дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Афанасьева, Ю. А. Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых младших школьников на уроках развития речи [Текст] / Ю. А. Афанасьева, Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 134–137. 

Представлены формы работы по развитию различных компонентов речи учащихся и активизации их мыслительной деятельности. Описана методика построения уроков.

Баблумова, М. Е. К вопросу формирования коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью [Текст] / М. Е. Баблумова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 3. – С. 44–46. 

Описаны современные технологии формирования коммуникативных умений у дошкольников с данной структурой дефекта. 

Фонд СГПИ

Баенская, Е. Р. Приёмы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом [Текст] / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. Е. Гусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 2. – С. 11–18. 

Даны основы коррекционной работы по преодолению страхов у детей с разными типами аутистического развития.

Барабаш, О. А. Лонгитюдное исследование формирования двигательных способностей учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости 8–15 лет [Текст] / О. А. Барабаш // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 2. – С. 23–25. 

В статье представлены основные описательные статистические параметры, отражающие динамику формирования двигательных способностей учащихся с умственной отсталостью за десятилетний период их обучения, полученные на основе применения лонгитюдного метода исследования.

Бархатова, Ю. В. Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности в условиях детского дома-интерната [Текст] / Ю. В. Бархатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 76–82. 

Описан опыт обучения умственно отсталых младших школьников компьютерной грамотности. Представлен обучающий курс, разработанный Щадринским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей.

Бирюкова, Н. Ю. Состояние представлений о неживой природе у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н. Ю. Бирюкова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 12–16. 

Вниманию специалистов представлено экспериментальное исследование состояния природоведческих представлений у учащихся младших классов. Исследование проведено на базе Московской коррекционной школы и рекомендовано коллегам для практического применения. 

Фонд СГПИ 

Борисова, Н. А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 38–44.

Существенное недоразвитие символической способности у умственно отсталых дошкольников отрицательно сказывается на овладении всеми видами детской деятельности, препятствует развитию психических процессов, ограничивает возможности социализации. Результаты экспериментального исследования способности к замещению у детей данной категории, проведённого в специальных дошкольных учреждениях г. Череповца представлены в предлагаемой статье.

Ботова, О. А. Особенности формирования мотивации к обучению умственно отсталых детей школьного возраста [Текст] / О. А. Ботова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 20–24.

Многочисленные  исследования доказывают, что интерес школьников к учёбе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся школьников, не говоря уже о детях с интеллектуальной недостаточностью. Важнейшим способом  компенсации нарушений развития является целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей данной категории достаточный уровень мотивации к учению на протяжении всего обучения. Предлагаемые автором приёмы раз­вития мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности могут слу­жить для дополнения и обогащения существующего содержания методики обучения умственно отсталых учащихся. Данные материалы также могут быть использованы не только при обучении детей с нарушением интеллекта, но и при обучении нормально развивающихся учащихся и детей с другими нарушениями.

Бутусова, Т. Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами [Текст] / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 59–67.

Представлены результаты сравнительного изучения самостоятельных умений детей старшего дошкольного возраста – нормально развивающихся и их сверстников с нарушением интеллекта, в ходе организованных с ними игр с правилами. Выявлены особенности изучаемых умений у детей с нарушением интеллекта.

Васенков, Г. В. Применение компьютерных программ и тренажёров в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Г. В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 46–50.

Подробно описаны этапы коррекционно-развивающей работы на уроках профессионально-трудового обучения с применением компьютерных технологий.

Василенко, О. В. Особенности понимания сложных синтаксических конструкций учащимися 7–9-х классов с лёгкой степенью умственной отсталости [Текст] / О. В. Василенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 28–32.

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей понимания сложных синтаксических конструкций учащимися 7–9-х классов с легкой степенью умственной отсталости.

Вечер, М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью: к постановке проблемы исследования [Текст] / М. В. Вечер // Специальное образование. – 2015. – № 4. – С. 27–33.

В статье представлена теоретическая и практическая значимость результатов исследований различных ученых об особенностях коммуникативных средств и формирования навыка общения у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Особое внимание уделяется включению в круг рассматриваемых тем применяемых в работе с детьми данной группы вербальных и невербальных средств коммуникации по формированию навыков общения. Рассматривается практическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью как перспективное направление формирования необходимых коммуникативных навыков для общения как со взрослыми, так и с детьми.

Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. Г. Вечканова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 20–29. 

Рассматриваются вопросы формирования театрализованной игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Представлены экспериментальные данные об особенностях восприятия сказки, иллюстрирования её содержания с помощью рисунков детьми дошкольного возраста. Предложена технология формирования театрализованной игровой деятельности.

Власова, С. В. Особенности формирования начальных математических представлений у детей с синдромом Дауна [Текст] / С. В. Власова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 70–73.

Представлены приёмы работы по формированию математических представлений у детей с синдромом Дауна при помощи мультисенсорного пособия Нумикон.

Воробьёв, Е. А. Учебно-методический комплект «Картонажно-переплётное дело» и его применение в трудовом обучении умственно отсталых школьников [Текст] / Е. А. Воробьёв // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 71–75. 

Описано содержание учебно-методического комплекта «Картонажно-переплётное дело» для учащихся коррекционных школ VIII вида.

Выродова, И. А. Организация ранней помощи в Центре игровой поддержки ребёнка [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 50–58. 

Московский центр игровой поддержки ребёнка, ставший площадкой психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, проводил научно-практический эксперимент, который позволил разработать и апробировать организацию и содержание первичных и развивающих игровых сеансов с парой «Мама – ребёнок с нарушениями психического развития».

Высовень, Г. И. Мини-волейбол по-японски как средство организации внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости [Текст] / Г. И. Высовень // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 1. – С. 18–19. 

В статье представлены история возникновения и характеристика мини-волейбола по-японски, показаны возможности использования этого вида спортивной игры в коррекционной школе VIII вида.

Галкина, В. А. поэтапное формирование готовности к самоконтролю у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе обучения [Текст] / В. А. Галкина // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 65–73.

Представлены результаты сравнительного исследования контрольных умений у детей данной категории и их нормально развивающихся сверстников. Описана и обоснована специальная технология, предлагаемая для решения обозначенной проблемы. Показана эффективность данной технологии на основе результатов её апробации в одном из коррекционных учреждений г. Москвы.

Гребенькова, О. Т. Практическая направленность уроков математики [Текст] / О. Т. Гребенькова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 103–106. 

Освещены приёмы и методы коррекционной учебно-воспитательной работы. Даны методические рекомендации для проведения уроков математики с практической направленностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида.    

Фонд СГПИ

Данилина, К. К. Социально-психологические особенности детей и подростков с синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х [Текст] / К. К. Данилина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 10–20.

Представлены результаты изучения, описания и сравнения показателей адаптивного поведения, характерных для детей и подростков данной категории. Полученные данные позволяют получить более объективную картину качества функционирования этой группы лиц, определить перспективы и возможные пути их социальной интеграции на основе разработки коррекционно-развивающих программ для каждого возрастного периода.

Дарбакова, Б. К. Подготовка учащихся с нарушениями интеллекта к доступным видам неквалифицированного труда [Текст] / Б. К. Дарбакова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 58–62. 

Профориентационная деятельность  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет особое значение в подготовке воспитанников с нарушениями интеллекта к доступным видам неквалифицированного труда.    

Фонд СГПИ

Дуброва, Т. И. Уровневая дифференциация профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 40–48. 

В статье раскрываются теоретические основы и практические пути организации уровневой дифференциации обучения как средства подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности.

Евдокимова, И. И. Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы-интерната для детей с ОВЗ [Текст] / И. И. Евдокимова, Т. Н. Черноусова, М. И. Рыжкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 53–55. 

Охарактеризованы действующие программы спортивно-оздоровительной работы Пенской школы-интерната VIII вида.

Жиянова, П. Л. Системный подход к сопровождению ребёнка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна [Текст] / П. Л. Жиянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 5–13. 

В статье раскрыты общие принципы современного подхода к оказанию ранней помощи, последовательные этапы сопровождения семьи в условиях реабилитационного центра. Описана организация работы Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» (г. Москва), формы и методика помощи детям с синдромом Дауна.

Заиграева, Н. В. Взрослость в понимании умственно отсталых подростков [Текст] / Н. В. Заиграева, Ю. Л. Волкова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 50–58.

В статье представлены результаты изучения представлений о взрослость подростков с умственной отсталостью, проанализированы факторы, влияющие на их формирование. Выявлены существенные различия по качественным и содержательным характеристикам изучаемых представлений, проведён их дифференцированный анализ с учётом психологических типов подростков с лёгким психическим недоразвитием.

Зайцева, М. К. Речевое взаимодействие педагога и ребёнка с аутизмом на занятиях по развитию изобразительной деятельности [Текст] / М. К. Зайцева, Е. А. Кричевец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 2. – С. 19–27. 

В статье анализируется стиль речевого общения педагога с ребёнком во время индивидуальных занятий творческой деятельностью. Особое значение на занятиях рисованием с аутичными детьми придаётся эмоциональной составляющей. Приводятся рекомендации по речевому взаимодействию, способствующему развитию самовыражения и коммуникации в изобразительной деятельности. 

Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 52–59. 

Описана методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью с определением уровня сформированности социально-бытовых навыков и их характеристики. 

Зак, Г. Г. Система коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у детей с синдромом Дауна [Текст] / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 52–62.

Представлен опыт работы Карпинской коррекционной школы-интерната по разработке и реализации индивидуального маршрута развития графомоторных навыков у учащихся с синдромом Дауна в рамках коррекционного курса «Двигательное развитие».

Зак, Г. Г. Система работы по коррекции мелкой моторики у детей с синдромом Дауна [Текст] / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 62–71. 

Всестороннему развитию ребёнка с синдромом Дауна способствуют различные игры и гимнастика для пальчиков. Они улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. В предлагаемой статье рассматриваются особенности моторики детей с синдромом Дауна, раскрывается содержание системы упражнений по коррекции мелкой моторики у данной категории детей.

Зак, Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях детского дома [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 49–57. 

Представлены исторические аспекты оказания помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Рассмотрены современные проблемы социальной реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях детского дома. Представлен необходимый перечень социально-реабилитационных услуг, оказываемых в учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития.

Зак, Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 55–61. 

Организация социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме, требует тщательного изучения ребёнка и реализации таких форм, в которых он будет наиболее успешно развиваться как целостная личность. Актуальным вопросам социальной реабилитации указанной категории детей посвящена статья, предлагающая комплекс эффективных форм социально-бытовой реабилитации, позволяющих преодолеть социальную исключённость детей.

Закрепина, А. В. Коррекционно-развивающие занятияв группе кратковременного пребывания [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 48–51. 

В статье представлены примерные конспекты коррекционно-педагогических занятий, соответствующих предлагаемым в Программе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью этапам обучения.

Закрепина, А. В. Программа «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – Прил. 

В программе раскрываются цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, посещающими группы кратковременного пребывания в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Программа адресована педагогам-дефектологам.

Закрепина, А. В. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации: основные компоненты рабочей программы (варианта 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 2. – С. 33–42.

В статье раскрываются основные структурные и содержательные элементы рабочей программы «Речь и альтернативная коммуникация», направленной на расширение речевой практики и социальных возможностей умственно отсталых младших школьников.

Закрепина, А. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 58–66. 

В статье рассматриваются наиболее сложные синдромы, для которых общим является выраженное интеллектуальное недоразвитие. Раскрываются понятия «умственная отсталость» и «олигофрения». Приводится пример педагогической оценки психофизического развития ребёнка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, даются краткие рекомендации для организации индивидуальной коррекционно-педагогической помощи.         

Фонд СГПИ

Иванов, М. Ю. Развитие навыков пространственной ориентировки на горизонтальной и вертикальной плоскости чертёжного листа [Текст] / М. Ю. Иванов, Е. Д. Мазорук // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 83–87.

Представлены педагогические средства коррекции, реабилитации и социализации умственно отсталых школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 81 г. Москвы.   

Фонд СГПИ

Иванова, М. М. Речевое развитие детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослыми [Текст] : методические рекомендации / М. М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 2. – С. 13–21.

В статье представлен дифференцированный подход к речевому развитию детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослыми, методические приёмы его коррекции.

Ильина, С. Ю. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С. Ю. Ильина, А. С. Чижова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 38–47.

На уроках русского языка в коррекционной школе возможно использование личностно-ориентированных технологий, учитывающих особенности интеллектуального и речевого развития учащихся. В статье раскрывается значение их использования в развитии познавательных возможностей учеников.

Илюшина, И. В. К вопросу о формировании полоролевого поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью [Текст] / И. В. Илюшина, О. В. Новикова, Н. А. Илюшина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 80–83.

В статье рассмотрены условия использования компьютерных игр и упражнений в образовательной деятельности по формированию представлений о себе и окружающем мире у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Фонд СГПИ

Инденбаум, Е. Л. Устная речь умственно отсталых младших школьников: детерминанты индивидуальных различий и пути улучшения [Текст] / Е. Л. Инденбаум, И. О. Позднякова, В. И. Нодельман // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 3–10.

Охарактеризовано качество устной речи умственно отсталых детей. Обозначены проблемы, касающиеся уточнения некоторых педагогических взглядов на требования к речи обучающихся и педагогов. Перечислены условия, способствующие совершенствованию качества высказываний, повышению речевой активности умственно отсталых младших школьников.

Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении естествознанию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 8–14. 

Проблемное обучение как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся массовой школы являлось предметом научных интересов многих исследователей и не теряет своей актуальности в современной системе образования. В статье рассматриваются проблемные ситуации и методические приёмы их создания на уроках естествознания.

Кабелка, И. В. Системный подход к изучению плана на уроках географии в школе VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 4. – С. 21–26.

В статье представлена последовательность и методические приёмы формирования знания плана у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения географии.

Кабелка, И. В. Умственное развитие учащихся школы VIII вида в процессе обучения естествознанию [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 42–48.

В статье раскрыта сущность таких понятий, как «приёмы умственной деятельности» и «приёмы учебной работы». Рассматривается деятельность учителя по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью приёмов умственной деятельности на уроках естествознания.

Капустина, Р. И. Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] / Р. И. Капустина, В. А. Грицук // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 3–12. 

Составной частью социальной политики Российской Федерации в настоящее время является улучшение качества жизни насе ления страны. Россия стремится обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии, воспитывающихся в детских домах-интернатах. В практике работы социальных учреждений, представленной автором, используются различные способы осуществления подготовки умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни, мето        дики формирования знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в социуме.

Комарова, С. В. Организация уроков развития устной речи с позиций коммуникативного подхода [Текст] / С. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 12–16. 

В статье представлены принципы организации работы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью, освещены практические вопросы реализации коммуникативного подхода к обучению их русскому языку.

Кормильчикова, И. В. Возможности использования психокоррекционных авторских сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. В. Кормильчикова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 63–68. 

Представлены различные методы, техники и приёмы коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью. Описано использование психокоррекционных авторских сказок, направленных на решение и профилактику конкретных индивидуальных проблем ребёнка. 

Фонд СГПИ

Кормильщикова, Н. Н. Музыкальный фольклор, как средство воспитания умственно отсталых детей [Текст] / Н. Н. Кормильщикова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 3. – С. 37–42. 

О коррекционно-развивающих возможностях фольклора и его применении в воспитании школьников с умственной отсталостью.

Кремнева, Е. А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Кремнева // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 88–94.

Представлены результаты изучения особенностей контактов детей с умственной отсталостью дошкольного возраста с незнакомым взрослым. Описаны возможные направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми.

Кувшинов, В. С. Возможности оздоровления организма детей с нарушением интеллекта при обучении правильному дыханию на уроках физкультуры [Текст] / В. С. Кувшинов // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 68–74.   

О применении в специальной (коррекционной) школе VIII вида здоровьесберегающих технологий, направленных на нормализацию дыхательной системы детей с нарушениями интеллекта.     

Фонд СГПИ

Кудрявцева, М. В. Обучение школьников с интеллектуальными нарушениями построению многоугольников на основе реализации деятельностного подхода [Текст] / М. В. Кудрявцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 47–53.

В статье раскрываются некоторые методические приёмы обучения школьников с умственной отсталостью построению многоугольников. В основу коррекционно-педагогической работы положен деятельностный подход, реализация которого позволяет формировать осознанные, прочные знания и обобщённые способы действий.

Кузнецов, Ю. Ф. Приёмы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида [Текст] / Ю. Ф. Кузнецов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5. – С. 11–19. 

Автор статьи обосновывает важность применения принципа наглядности при преподавании курса истории в коррекционной школе. Анализирует как важность опоры на этот принцип, так и его ограничения. Подробно описывает работу с различными типами иллюстративного материала.

Ларионова, О. Плюс новые технологии [Текст] / О. Ларионова // Социальная защита. – 2011. – № 1. – С. 14–17. 

В Мончегорском доме-интернате проживают воспитанники со сложными нарушениями в развитии на почве тяжёлой или глубокой степени умственной отсталости. Долгое время господствовало мнение, что такие дети необучаемы и бесперспективны в смысле воспитания. Но опыт работы данного учреждения говорит о другом и, возможно, он покажется интересным коллегам. В статье представлены некоторые аспекты социально-психологической реабилитации воспитанников со сложными нарушениями в развитии, которые прошли апробацию, доказав на практике свою эффективность.

Леснова, Е. Ю. Музыкально-ритмические занятия в традициях устного народного творчества [Текст] / Е. Ю. Леснова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 54–58.     

Рассмотрен опыт работы специальной (коррекционной) школы-интерната № 81 VIII вида г. Москвы по содержанию и организации музыкально-ритмических занятий с учащимися со сниженным интеллектом.     

Фонд СГПИ

Либлинг, М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения [Текст] / М. М. Либлинг // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 30–44. 

Обсуждаются методические и этические аспекты игровой холдинг терапии как одного из основных методов коррекционной помощи аутичному ребёнку. Раскрыты его психологические особенности и опыт практического применения.

Лифанова, Т. М. Дифференцированный подход к учащимся с нарушениями интеллектуального развития на уроках географии [Текст] / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 77–86.

На современном этапе развития специального образования наблюдается тенденция к реализации личностно ориентированного подхода в образовании, всестороннему учёту способностей, наклонностей и интересов каждого ребёнка, поэтому одной из важнейших задач современных общеобразовательных и специальных школ является реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к процессу обучения детей. Авторы выделяют 3 группы учащихся, разделённых по уровню овладения географическими знаниями и рассматривают вариативные задания, которые позволяют сформировать и закрепить все компоненты общегеографических и общеучебных знаний, осуществлять дифференцированный подход к учащимся с умственной отсталостью в процессе изучения каждой конкретной темы.

Луценко, С. А. Развитие быстроты реагирования у подростков с интеллектуальными нарушениями на занятиях по флорболу в процессе физкультурно-оздоровительной работы [Текст] / С. А. Луценко // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 3. – С. 27–31.

В статье представлена программа физкультурно-оздоровительных занятий с использованием флорбола для развития быстроты реагирования у умственно отсталых подростков и результаты педагогического эксперимента по оценке её эффективности.

Фонд СГПИ

Мамаева, А. В. Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками [Текст] / А. В. Мамаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 32–36. 

Одним из актуальных направлений развития специального образования в России является определение содержания, методов, организационных форм воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, направленных на формирование средств коммуникации и умений использовать их в определённых жизненных ситуациях. Организация взаимодействия между детьми, находящимися на примерно одинаковом уровне развития, методики организации совместных занятий и результаты этого взаимодействия описаны автором.

Мартынова, И. И. Изучение представлений о ближайшем социальном окружении младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / И. И. Мартынова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 66–75.

В статье описаны результаты изучения представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с нарушением интеллекта. Установлено своеобразие указанных представлений, их ограниченный запас, выделены уровни и качественные характеристики их сформированности, которые можно использовать при построении программ коррекционной работы.

Мартынова, И. И. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / И. И. Мартынова // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 35–42.

В статье описано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с умственной отсталостью.

Мерненко, П. Д. Воспитание анализаторов умственно-отсталых детей [Текст] / П. Д. Мерненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 7. – С. 41–53.

В статье 1928 года описан опыт Медико-педагогической станции по созданию системы сенсо-моторного воспитания умственно-отсталых школьников на основе труда, игры и быта, который будет интересен и полезен современным дефектологам.

Митин, А. Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов [Текст] / А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 15–17. 

В статье рассматривается проблема работы педагогов с родителями детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение. Обсуждаются возможности занятий физическими упражнениями в повышении эффективности социализации детей с нарушениями интеллектуального развития. 

Фонд СГПИ

Мозговой, В. М. Современные подходы к физическому воспитанию умственно отсталых детей [Текст] / В. М. Мозговой // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 75–80.

 В статье описаны методы физического воспитания учащихся, показаны типы уроков и виды упражнений на уроках физической культуры, направленные на исправление нарушений физического развития.

новоеМордашова, Е. Г. Влияние занятий йогой на развитие гибкости детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью [Текст] / Е. Г. Мордашова, Ю. А. Бахарев // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 4. – С. 44–46.

В статье рассматривается эффективность занятий йогой в рамках внеурочной деятельности на развитие гибкости младших школьников с умственной отсталостью.

Фонд СГПИ

Москалькова, С. Н. Психолого-педагогические условия формирования исполнительских действий в технике работы кистью и красками у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / С. Н. Москалькова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 57–65. 

Предложена методика обучения художественным операциям младших школьников, имеющих нарушения интеллекта, даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической деятельности, способствующей формированию у младших школьников с нарушением интеллекта изобразительных умений при работе кистью и красками.

Наливайко, Г. А. Воспитание чувства ответственности – одна из главных задач коррекции развития личности ребёнка с нарушениями интеллекта [Текст] / Г. А. Наливайко, Е. Д. Мазорук, Г. А. Кокорева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 74–76.   

О воспитании чувства ответственности у детей с нарушением интеллекта в начальной школе.   

Фонд СГПИ

Наливайко, Г. А. Опыт работы методического объединения воспитателей по коррекции развития личности ребёнка с нарушением интеллекта [Текст] / Г. А. Наливайко, Е. Д. Мазорук, Г. А. Кокорева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 88–91. 

О психолого-педагогической коррекции развития личности ребёнка с нарушением интеллекта в начальной школе.   

Фонд СГПИ

Нечаева, Т. Н. Пролонгированное консультирование семьи ребёнка раннего возраста [Текст] / Т. Н. Нечаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 14–21. 

В статье рассказывается о видах индивидуальной работы педагога с семьёй ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна. Описываются цели, задачи, структура и основные особенности данных видов работы с семьёй.

Одинокова, Г. Ю. Феномены общения ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] / Г. Ю.Одинокова // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 56–63.

Представлены результаты исследования общения матери и ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна. Описаны направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде.

Олейникова, Н. П. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида [Текст] / Н. П. Олейникова, О. В. Вострикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 11–14.

О формах и методах формирования навыков социально-бытовой ориентировки у учащихся коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития.

Панфилова, И. А. Некоторые аспекты логопедической помощи в рамках семейно-центрированного подхода [Текст] / И. А. Панфилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 22–31. 

Автор освещает опыт логопедической работы в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», характеризует трудности, с которыми сталкиваются логопеды в своей работе, а также коррекционные подходы и методы, которые помогают развить речь у ребёнка с синдромом Дауна, описывает трудности в практической деятельности. 

Пасечник, Л. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культурой [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 55–66. 

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного психофизического развития, укрепления здоровья, адаптации и возможной интеграции в социум. Автор статьи предлагает примерный комплекс психофизических тренировок для детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста. 

Фонд СГПИ

Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения [Текст] / Е. М. Полякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 4. – С. 16–19.

В статье рассказывается о работе волонтёров с данной категорией детей, находящихся в детском доме-интернате. Описаны негативные последствия пребывания в интернатной среде для психического развития детей, раскрыта специфика работы сестёр милосердия и добровольцев в условиях интерната: эмоциональное общение, вербальный контакт, развитие социально-бытовых навыков.

Поселенов, А. В. Формирование учебных умений, обеспечивающих усвоение теоретического компонента программы трудового обучения умственно отсталыми детьми [Текст] / А. В. Поселенов // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 73–79.

Статья посвящена проблеме формирования учебных умений у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения. Описана необходимость включения теоретического компонента в программу трудового обучения. Автором представлена технология составления алгоритмов устных ответов школьников с нарушением интеллекта на уроках труда. Приводится пример алгоритма практической работы.

Фонд СГПИ

Прокопенко, М. Е. Работа с дневниками наблюдения [Текст] : из опыта работы / М. Е. Прокопенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 19–24. 

Описан опыт работы с дневниками наблюдения в Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, представлена разработанная форма такого документа, отмечены подходы специалистов к данному виду деятельности.

Пушкин, С. А. Дополнительное физкультурно-спортивное образование лиц с ментальными нарушениями средствами спортивной гимнастики [Текст] / С. А. Пушкин, Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов // Адаптивная физическая культура. – 2012. - № 2. – С. 14–16. 

Статья посвящена применению технологии занятий спортивной гимнастикой на основе примерной программы учреждений дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности, её влиянию на физическую подготовленность и успеваемость занимающихся.

Фонд СГПИ

Ржевская, Л. А. Опыт использования элементов технологии развития критического мышления на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе [Текст] / Л. А. Ржевская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 7. – С. 28–38. 

Представлены уроки внеклассного чтения для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости, проводимые с применением элементов технологии развития критического мышления, способствующей формированию навыка осмысленного чтения, развитию речи, стимулирующей детей к собственному высказыванию.

Рубан, О. В. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. В. Рубан, Н. Л. Белопольская // Дефектология. – 2013. – № 4. – С. 37–43.

В последнее время в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, применяются традиционные детские хороводные игры. Ихособенности и методики описаны в предлагаемой статье.

Сляднев, А. А. Формирование двигательно-символической интенциональности как цель физического воспитания ребёнка с нарушением интеллекта [Текст] / А. А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 21–23.

В статье обосновывается необходимость формирования у ребёнка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта компенсаторного механизма двигательно-символической интенциональности средствами адаптивной физической культуры.   

Фонд СГПИ

Степанова, В. А. Работа с детьми и родителями в объединённом пространстве «Песочница» [Текст] / В. А. Степанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 33–38. 

В предлагаемой статье обоснована актуальность групповой работы с детьми с синдромом Дауна раннего возраста, которая способствует первичной социализации, рассмотрены основные приёмы, применяемые психологом в процессе ведения группы и работы с родителями.

Степурина, С. Е. Организация внеклассной работы по математике [Текст] / С. Е. Степурина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 8–11. 

В статье представлены практические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету с учащимися специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Стребелева, Е. А. Выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 4. – С. 3–7.

Статья посвящена вопросу выбора варианта Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения детей с нарушениями интеллекта в свете современного ФГОС.

Стребелева, Е. А. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 3–11. 

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста, клиническая картина их психофизического развития освещены в предлагаемой статье. Изложены требования к комплектованию групп и созданию условий для их обучения в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Сычёва, Л. Ф. Способы мотивации учебной деятельности для детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка [Текст] / Л. Ф. Сычёва, Г. Н. Отрох // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 78–83. 

Автор статьи дал подробное описание содержания уроков русского языка, представил примеры применяемых форм работы для эффективной мотивации детей к учебному процессу.

Толстикова, О. Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников [Текст] / О. Н. Толстикова // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 73–81. 

Раскрыты особенности коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников.

Толстикова, О. Н. Особенности преодоления трудностей при решении мыслительных и практических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. Н. Толстикова // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 36–42. 

Автор описывает результаты экспериментального обучения использования различных форм коррекционной работы, направленной на формирование мотивации к практической деятельности у детей с умственной отсталостью в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Фатихова, Л. Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 72–80. 

Исследование мыслительной деятельности детей с интеллектуальными  нарушениями – достаточно разработанная проблема в специальной психологии и педагогике. Основываясь на имеющихся разработках, автор даёт краткий анализ оригинальной методики диагностики социального интеллекта этих детей, излагает экспериментальные данные об особенностях проявления способностей к распознаванию эмоциональных состояний.

Фёдорова, Т. Н. Методика коррекции нарушений мелкой моторики при умственной отсталости у младших школьников [Текст] / Т. Н. Фёдорова, Е. В. Пинегина // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 1. – С. 9–11.

Представлена методика коррекционной гимнастики с включением упражнений на мелкую моторику при умственной отсталости.

Фоменко, Л. А. Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Л. А. Фоменко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 63–74. 

Автор рассказывает о правилах проведения работы над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.

Царёв, А. М. специальная индивидуальная программа развития как основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС [Текст] / А. М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 3. – С. 33–42.

Рассмотрены актуальные вопросы образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в контексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Особое внимание уделено разработке специальной индивидуальной образовательной программы развития как необходимого условия образования данной категории обучающихся.

Царькова, С. М. Использование наглядно-дидактических игр в сенсорном воспитании детей с нарушением интеллекта [Текст] / С. М. Царькова, Г. Р. Ковбай, Н. А. Дубина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 42–47. 

У детей, имеющих нарушения интеллекта,  затруднено восприятие окружающего мира. Восприятием детей необходимо руководить, формировать и развивать его на основе игры. В статье представлен авторский игровой наглядно-дидактический комплекс, предназначенный для коррекционно-реабилитационной работы при взаимодействии группы специалистов.

Черенева, Е. А. Формирование самоконтроля учащихся с нарушенным интеллектом в процессе обучения решению арифметических задач [Текст] / Е. А. Черенева, С. А. Филиппова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 7. – С. 21–31. 

Приведены результаты исследования самоконтроля в процессе решения простых арифметических задач у учащихся 3–4-х классов с нарушенным интеллектом. Описаны критерии оценки сформированности самоконтроля и методические рекомендации по организации индивидуального и дифференцированного подхода к процессу формирования навыка решения простых арифметических задач с опорой на самоконтроль.

Черников, М. П. Ресурсы коррекционной школы-интерната VIII вида в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. П. Черников // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 96–102.

В статье освещены возможности коррекционной школы-интерната VIII вида по реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Представлен комплекс ресурсов, используемых школой-интернатом в реабилитационном процессе коррекционного воздействия.  

Фонд СГПИ

Шаповалова, О. Е. Психологическое изучение умственно отсталых школьников с помощью беседы [Текст] / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 28–33.   

Показаны методы психологической диагностики, обоснованы возможности и диагностическая ценность беседы с умственно отсталыми учащимися при организации их психологического изучения.

Шнайдер, Н. А. Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью [Текст] / Н. А. Шнайдер // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 98–105. 

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью, проведённого в Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате.

Штефанова, Е. С. Изучение коммуникативных умений и эмоционально-поведенческого компонента у детей 6–8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости [Текст] / Е. С. Штефанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 17–21.

Согласно взглядам отечественных психологов, общение выступает в качестве одного из основных условий развития и формирования личности. В общении активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации. Автор, проанализировав результаты экспериментального исследования специфических особенностей коммуникативных умений и механизмов коммуникативных нарушений у детей 6–8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, даёт рекомендации по изучению и формированию коммуникативных умений и навыков у данной категории детей.

Щетинина, Е. Б. Использование словесных методов обучения географии в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Е. Б. Щетинина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 60–64. 

Показаны методические приёмы работы для коррекции и развития речевых умений и навыков учащихся с нарушением интеллекта на уроках географии.

Югова, О. В. Взаимодействие специального педагога с родителями детей с отклонениями в развитии как залог успешного раннего педагогического сопровождения ребёнка [Текст] / О. В. Югова // Специальное образование. – 2011. – № 1. – С. 93–101.  

В статье освещены основные проблемы семей с детьми, имеющими отклонения в развитии, описан контингент детей, прошедших психолого-педагогическую диагностику, раскрыты пути коррекционно-развивающей помощи.