Изменить размер шрифта  

анонс мероприятийновости
Главная
О библиотеке
История
Структура
Библиотека в СМИ
Правила пользования
Нормативные документы
Устав
Концепция
Государственное задание
Контакты
Бэкграундер
Анализ работы библиотеки
Электронный каталог
Услуги
Ресурсы
Полезные ссылки
Полнотекстовая БД "Инвалид и общество"
Тифлокалендарь
Наши издания
В поддержку образования
Новинки книг
Фильмы с тифлокомментариями
Специальные структурные подразделения
Центр социально-правовой информации
Детско-юношеский зал "Выбор"
Пресс-служба
Центр поддержки доступного туризма
Портрет в книжном интерьере
Профессионалам
Интергрированное библиотечное обслуживание
Сеть интегрированного обслуживания
Итоги мониторинга
Повышение квалификации
План мероприятий
Полезные материалы
Доступная среда
Методические материалы
Виртуальный кабинет
Белая трость
Центр поддержки образования
Обзор тифлотехники
Виртуальный музей
Страничка психолога
Библиотека Михайлова
Online справка
Противодействие коррупции
Антитеррор

КОНТАКТЫ

Адрес: 355029, г. Ставрополь,
ул. Социалистическая, 1
Телефоны:
Директор: (8652)56-71-99
Зам.директора/гл.бухгалтер: (8652)95-65-34
Отдел обслуживания: (8652)56-12-43
Эл.почта: skbs@skbs.ru
Режим работы:
Пн-Пт: 8:00-17:00
Суббота: 8:00-16:00
Выходной день: Воскресенье
Санитарный день: Последний четверг месяца

Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

Портал культура.рф

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет


Дети с задержкой психического развития

 Внимание! Новые материалы обозначены значком 20new

 

Андреева, Е. И. Формирование и развитие межличностного взаимодействия пятилетних дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е. И. Андреева, Л. С. Медникова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 13–21.

Представлены результаты экспериментальной работы, направленной на формирование межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальным недоразвитием со сверстниками. Описана модульная программа коррекционной работы, реализуемая в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида г. Оренбурга.

Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития [Текст] / Т. П. Артемьева // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 5–15.

Представлены результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Рассмотрены проблемы организации и выбора содержания работы по формированию навыков регулирования, контролирования, идентификации эмоционального состояния фокусной группы.

Афонина, Н. Дары осени [Текст] / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 89–95.

Автор предлагает конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Фонд СГПИ

20newБабкина, Н. В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 2. – С. 16–22.

В статье обсуждается содержание комплексного обследования детей с задержкой психического развития, направленное на определение вариантов их развития, на основании которых осуществляется выбор образовательного стандарта и, в соответствии с ним – выбор образовательного маршрута.

Бабкина, Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 53–59.

Представлена программа коррекционной работы с детьми с ЗПР, реализуемая на уровне начального общего образования. Особое внимание уделено программно-методическому обеспечению образовательного процесса и направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях инклюзии.

Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции [Текст] / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С.23–31.

Выделены основные направления психологического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР), имеющего специфические цели и задачи, обусловленные особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими реализовать их потенциальные возможности в сфере социализации и овладения академическими знаниями. Приведено программное и методическое обеспечение основных направлений работы психолога.

Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2012.–№1.–С.18–31. 

В статье обоснована необходимость целенаправленной работы по формированию у младших школьников саморегуляции познавательной деятельности. Представлена программа коррекционно-развивающей работы психолога, включающая, с одной стороны, внешнюю организацию среды, направленную на развитие ведущей деятельности ребёнка, с другой – специальные занятия по формированию умений осознанной саморегуляции и активизации собственных усилий ребёнка в этом направлении.

Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции у детей с задержкой психического развития: от экспериментального исследования к практике образования [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 3–16.

Представлены результаты экспериментального исследования саморегуляции у первоклассников с ЗПР, выявляющего ряд особенностей, затрудняющих обучение и адаптацию к школе данной категории детей. Представлена комплексная программа формирования регуляторной сферы. Результаты исследования нашли отражение в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.

В статье затрагиваются проблемы сохранения и развития традиций отечественной дефектологии в практике образования детей с ЗПР. Обсуждаются современные подходы к обучению детей указанной категории и вопросы, связанные с их реализацией в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Баенская, Е. Р. Учебник русского языка для школ VII вида [Текст] / Е. Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 53–55.

Значимым событием в образовательном процессе является выпуск первого специализированного учебника по русскому языку, который предложен как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы. В статье анализируется его содержание, примеры заданий и упражнений, даются рекомендации по использованию.

Безделева, М. Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / М. Безделева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 53–59.

Описаны способы и методы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. 

Фонд СГПИ

Борисова, Ю. Н. Опыт работы лекотеки как структурного подразделения на базе дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Ю. Н. Борисова // Коррекционная педагогика: теория и практика.–2011.–№5.–С.34–45. 

Описан опыт функционирования лекотеки на базе одного из детских садов города Москвы, показана организация деятельности специалистов, определены направления и содержание работы в этом подразделении, правила ведения необходимой документации. В приложении даны конспекты игровых сеансов и психологических тренингов, проводимых в библиотеке.

Борякова, Н. Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. И. Дубровина, О. С. Орлова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 5–11.

Представлены рекомендации к построению коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков мнестических процессов с учётом выделенных качественных параметров и уровней развития памяти у дошкольников с ЗПР в условиях специального детского сада.

Бутко, Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях лекотеки [Текст] / Г. А. Бутко, Е. Хохлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 4.–С.8–56. 

Представлено содержание психокоррекционной работы с детьми с синдромом Дауна и их родителями в лекотеках города Москвы. В приложении приведены рекомендации по разработке индивидуальных коррекционных программ, направленных на формирование познавательной деятельности детей, разработанные педагогом-дефектологом лекотеки ЦППРиК «Гармония» г. Москвы.

Бяшимова, М. Х. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М. Х. Бяшимова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 66–68.

Описаны формы и методы формирования эмоциональной сферы, принципы психолого-педагогической работы по её коррекции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 

Фонд СГПИ

Ваулина, И. Обучение русскому языку на коммуникативной основе [Текст] / И. Ваулина // Коррекционно-развивающее образование. –2012.–№3.–С.59–62.    

Описаны особенности обучения, развития устной и письменной речи у школьников с задержкой психического развития.

Вильховая, К. Л. Проектная деятельность как средство социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / К. Л. Вильховая, Е. Г. Доценко // Коррекционная педагогика: теория и практика.–2012.–№1.–47–55. 

Описана проектная деятельность в дошкольном учреждении как способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога, воспитанника и родителей, взаимодействии с окружающей средой. В приложении представлены конспекты игровых сеансов, проводимых с детьми на базе Центра развития ребёнка № 1645 г. Москвы.

Вильшанская, А. Д. Специфика формирования приёма понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 5. – С. 13–26. 

В статье описана коррекционная работа учителя-дефектолога, направленная на преодоление у младших школьников с ЗПР затруднений в понимании пословиц и поговорок, формирование умения видеть и объяснять скрытый смысл народных изречений, использовать их в речи.

Вильшанская, А. Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия «Логопедические блоки Дьенеша» [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 7. – С. 21–32.

В статье описана работа по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР, проводимая учителем-дефектологом на развивающих занятиях с использованием пособия «Логопедические блоки Дьенеша».

Выродова, И. А. Музыка в системе ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 51–59.

Раскрыты педагогические технологии использования музыки и музыкальных средств в коррекционной работе с детьми раннего возраста с поражением центральной нервной системы.

Выродова, И. А. Музыкальные игры в коррекционной работе с младенцами с органическим поражением ЦНС [Текст] / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 2. – С. 28–35. 

В статье рассказывается об использовании музыкальных игр в качестве коррекционно-развивающего средства в психолого-педагогической работе с семьёй, воспитывающей младенца с органическим поражением ЦНС.

Гажеева, И. В. Изучение проблем семей воспитывающих детей с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Гажеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 7–13.

Представлены результаты изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ЗПР, детской самооценки, внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребёнка с задержкой психического развития.

Фонд СГПИ

Гладкая, В. Условия обеспечения качества коррекционно-педагогической помощи учащимся с трудностями в обучении [Текст] / В. Гладкая // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – № 4. – С. 27–34.

В статье раскрываются вопросы организации, содержания и использования методов коррекционной помощи детям с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.

Горинова, М. Н. Логопедическое обследование дошкольников с ЗПР [Текст] / М. Н. Горинова // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 3. – С. 67–69.

Представлена система обследования детей с задержкой психического развития. Приведены примеры логопедических заключений и схемы анализа логопедических занятий. 

Фонд СГПИ

Гостар, А. А. Формирование замещающей функции мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования [Текст] / А. А. Гостар, Т. Ю. Очковская, С. А. Величко // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 76–81.

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования замещающей функции мышления у дошкольников с ЗПР, анализируется эффективность использования с этой целью возможностей конструктивной деятельности. Показано, что специальная работа по развитию замещающей функции мышления, в свою очередь, способствует коррекции недостатков конструктивной деятельности.

Гущина, Т. К. Развитие познавательной сферы глухих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях [Текст] / Т. К. Гущина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 56–61.

Описана специальная работа по формированию основных приёмов мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания и памяти у глухих детей с задержкой психического развития в условиях специальной (коррекционной) школы.

Дмитриева, Е. Е. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников с лёгкими формами психического недоразвития – воспитанников детского дома [Текст] / Е. Е. Дмитриева, В. В. Серова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 19–26. 

В статье описаны программы изучения и коррекции социально-личностного развития детей с задержкой психического развития, используемые в педагогической работе с ними.

Дрягина, И. С. Профессиональная компетентность педагога как условие успешного обучения детей с задержкой психического развития [Текст] / И. С. Дрягина // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 44–53. 

Принятие национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определило одним из своих приоритетов обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в любой школе. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки педагогов массовых общеобразовательных учреждений, способных квалифицированно работать с детьми, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в условиях массовой школы. Автор статьи рассматривает влияние профессиональной компетентности учителей на развитие детей с задержкой психического развития, предлагает различные модели повышения профессиональной компетентности педагога.

Дубинина, Е. А. Разработка и апробация новой организационно-методической модели лекотеки, функционирующей на базе детского сада компенсирующего вида [Текст] / Е. А. Дубинина, М. А. Касицына, И. О. Мезенцева и др. // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 27–34.

В статье представлена инновационная организационно-методическая модель включения детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития в образовательное пространство.

Дубовская, К. В. Коррекционно-развивающее обучение и социально-бытовая адаптация учащихся колледжа – молодых людей с тяжёлыми нарушениями психического развития [Текст] / К. В. Дубовская, М. К. Зайцева, С. Е. Иванов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 33

Педагоги Центра социальной адаптации и профессионального обучения делятся методическим опытом преподавания основ компьютерной грамотности и художественного творчества, ОБЖ, бытовых и социальных навыков, индивидуального психокоррекционного сопровождения учащихся в процессе профессионального обучения.

Дубовская, К. В. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в колледже для молодых людей с тяжёлыми нарушениями психического развития [Текст] / К. В. Дубовская, М. К. Зайцева, Е. А. Кричевец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 5. – С. 17–23.

 Статья иллюстрирует опыт педагогов в профессиональном и коррекционно-развивающем обучении молодых людей с тяжёлыми нарушениями развития. Описываются цели, задачи и результаты коррекционно-педагогической работы, принципы организации занятий, а также преподавание отдельных предметов: элементарные математические представления и развитие речи.

Евлампиева, М. В. Программа формирования социально-психологической компетенции младших подростков с проблемами развития [Текст] / М. В. Евлампиева, О. В. Кардашина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2012. – № 1. – С. 27–46. 

Представлено содержание работы по программе формирования социально-психологической компетенции младших подростков с проблемами развития.  

Фонд СГПИ

Емельянов, В. Д. Особенности физического развития и координационной структуры двигательной деятельности лиц школьного возраста с интеллектуальными нарушениями / В. Д. Емельянов, Л. Н. Шелкова // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 4. – С. 9–12. 

Представлены результаты исследований по оценке уровня физического развития и особенностей обеспечения локомоторных функций двигательной деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями с учётом возрастных и гендерных различий на примере учащихся коррекционных школ Санкт-Петербурга. 

Фонд СГПИ

Зволейко, Е. В. Способы оценки личностных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Зволейко // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 63–76.

В статье представлены варианты и способы оценки личностных результатов обучения по адаптированной образовательной программе, разработанной применительно к обучающимся с ЗПР.

Ивлева, М. Г. Особенности предпосылок формирования коммуникативного чтения у учащихся с задержкой психического развития [Текст] / М. Г. Ивлева // Специальное образование. – 2012. – № 2.–С.58–66.   

Затрагиваются вопросы важности чтения в современном обществе, актуальности изучения предпосылок формирования коммуникативного чтения у учащихся с задержкой психического развития. Также представлены результаты исследования их сформированности у данной категории детей.

Ильиных, А. В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2015. – № 1. – С. 53–76.

Представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие и совершенствование познавательного, речевого и интеллектуального компонентов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Инденбаум, Е. Л. Об информативности опросников в диагностике личности детей и подростков с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности [Текст] / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 3–13.

Статья посвящена проблеме оценки особенностей личности детей и подростков с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности с помощью опросников и беседы. Показана невозможность интерпретации результатов общепринятыми способами. Выделены критерии, являющиеся информативными для оценки личности подростков с разной мерой интеллектуальной недостаточности.

Карслиева, И. В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Карслиева, А. П. Зарин, С. Ю. Ильина // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 92–99.

В статье представлены результаты экспериментального исследования связной речи дошкольников с задержкой психического развития как важнейшего условия готовности к обучению грамоте.

Кашкаров, В. А. Внедрение адаптивных практик в процессе реабилитации учащихся с задержкой психического развития с вегетативно-сосудистой дистонией [Текст] / В. А. Кашкаров, И. А. Мищенко, Е. В. Волынская [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 4. – С. 30–32.

В статье показано положительное влияние йоговских асан и пранаям в рамках занятий по адаптивному физическому воспитанию с целью реабилитации школьниц с ЗПР с вегето-сосудистой дистонией.

Фонд СГПИ

Козырева, О. А. Коррекционная работа по формированию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 41–46. 

Сформулированы принципы и содержание коррекционно-логопедической работы по обогащению словарного запаса детей с использованием игровых форм занятий на темы «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Времена года» и другие. 

Фонд СГПИ

Козырева, О. А. Преодоление несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР [Текст] / О. А. Козырева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 75–85.

Несформированность языкового анализа и синтеза выражается в виде нарушений процессов чтения и письма. Дети с задержкой психического развития оказываются не в состоянии овладеть навыками языкового анализа и синтеза в должной мере и нуждаются в более углубленной логопедической работе. Эта работа должна вестись с использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений. Предлагаемый методический материал отражает результаты многолетней практической деятельности автора. Все предлагаемые игры и упражнения прошли апробацию и могут быть использованы на логопедических занятиях, уроках русского языка, в коллективной и индивидуальной работе логопеда.

Козырева, О. А. Роль игры в обучении и развитии детей с задержкой психического развития [Текст] / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 55–65. 

Игровые формы обучения – эффективны в логопедической работе с детьми младшей возрастной группы с ЗПР. Автор делает акцент на речевых, дидактических и коррекционных играх.  

Фонд СГПИ 

Колганова, О. «Звёздный десант». Спортивно-познавательный досуг [Текст] / О. Колганова, Н. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 2012.–№2.–С.119–124. 

Предложен сценарий спортивно-познавательного мероприятия для детей с задержкой психического развития, цель которого – развитие счётных навыков, координации движений, вестибулярного аппарата.   

Фонд СГПИ

Кондратьева, С. Ю. Диагностика и профилактика нарушений счётных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С.73–79.  

В статье рассматриваются вопросы диагностики и профилактики дискалькулии у детей «группы риска» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приводятся результаты исследования речевых и неречевых предпосылок возникновения дискалькулии у дошкольников с ЗПР.

Коненкова, И. Д. Новый подход формирования коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 37–39.

Согласно современной концепции специального образования необходимо способствовать становлению личности детей с особенностями развития, в том числе и дошкольников с задержкой психического развития. В процессе становления личности ведущую роль играет общение, формирование коммуникативной деятельности. Новые формы и технологии формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития представлены в предлагаемой статье.

20newКоробейников, И. А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР [Текст] / И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 3–13.

В соответствии с феноменологией различий между группами младших школьников с задержкой психического развития, обусловленных многофакторной природой данного вида дизонтогенеза, представлена попытка раздельного описания их особых образовательных потребностей, направленна на более точное обоснование выбора образовательных маршрутов, предполагающих, в свою очередь, дифференциацию специальных образовательных условий.

Коробейников, И. А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте [Текст] / И. А. коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 3. – С. 3–9.

Рассмотрены ресурсы повышения надёжности, достоверности и полноты результатов психологической диагностики нарушений развития. Обсуждаются возможности формирования профессиональной культуры специалистов, участвующих в диагностической работе.

Коробейников, И. А. Специальный стандарт образования – на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Коробейников // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 10–17. 

Рассмотрены проблемы организации и содержания образования детей с задержкой психического развития, обострившиеся в связи с процессами стихийной интеграции этих детей в общеобразовательную среду. Оцениваются возможности и перспективы, связанные с разработкой специального образовательного стандарта для этих детей, описывается типология детей с ЗПР, рассматриваемая как основа для их дифференцированного психолого-педагогического сопровождения.

Костяникова, О. Ю. Использование техники квиллинг в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ЗПР [Текст] / О. Ю. Костяникова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 2. – С. 59–63. В последнее время специалисты коррекционных образовательных учреждений для коррекции восприятия, внимания, речи и мышления детей с задержкой психического развития апробируют использование совместной работы детей и взрослых с бумагой в технике бумагокручения «квиллинг». Принципы этой техники, примеры её использования и основные фигуры освещает предлагаемая статья. 

Фонд СГПИ

Крылова, Е. В. Анализ описательных рассказов учащихся с задержкой психического развития (по данным экспериментального исследования) [Текст] / Е. В. Крылова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 14–16.

Представлено экспериментальное исследование по изучению особенностей построения рассказов-описаний по картинкам учащимися с ЗПР 8–9-ти летнего возраста. Охарактеризованы выявленные особенности описательной речи детей, которые могут служить опорой при организации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы.

Кукушкина, О. И. Специальный инструмент обучения [Текст] / О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 41–54.

В статье проиллюстрирован специальный инструмент формирования картины мира – «калейдоскоп картин жизни и её изменений на протяжении года», описаны принципы построения и логика его применения в целях предупреждения и преодоления ограниченности, однозначности в понимании происходящего.

Лазуренко, С. Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации [Текст] / С. Б. Лазуренко // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 26–33.

В статье представлена модель ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной медицинской реабилитации, организованной в учреждениях здравоохранения Москвы с целью профилактики и компенсации вторичных нарушений психического развития ребёнка.

Лапченков, А. В. Влияние фитбол-гимнастики на психофизическое состояние детей с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Лапченков // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 20–21. 

Представлены результаты применения комплекса специальных упражнений на фитболах для детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.    

Фонд СГПИ

Ларионова, С. О. Вторичная профилактика девиантного поведения детей с задержкой психического развития [Текст] / С. О. Ларионова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 62–71. 

Проблема профилактики девиантного поведения детей с ЗПР в настоящее время является одной из актуальных задач, её решение зависит от выбранных стратегий и средств их реализации. Представлены приоритетные направления, методы, формы, условия, средства и принципы осуществления вторичной профилактики девиантного поведения у данной категории детей.

Лебедева, О. В. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Лебедева, С. Н. Сорокоумова // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 21–26.

Статья посвящена анализу феномена «психологическое здоровье» в контексте организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР.

Левченко, И. Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст] : методическое пособие / И. Ю. Левченко, Г. А. Бутко, Т. Ю. Ортина // Специальная психология : приложение к журналу «Коррекционная педагогика: теория и практика». – 2011. – № 1. – 44 с.  

Освещены вопросы содержания и организации психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду для детей с задержкой психического развития, приведены особенности и технологии его работы, представлены образцы ведения необходимой документации.

Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития [Текст] / И. Ю. Левченко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 12–19.

Автор даёт рекомендации для полноценного изучения подростков с нарушениями развития и правила по составлению программ подобных исследований.

Лиходедова, Л. Н. Нарушение письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Лиходедова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 93–101.

В статье показано, что несформированность высших психических функций может вызвать нарушение процесса овладением письмом – дизорфографию, описаны подходы к пониманию причин и проявлений дизорфографии у детей с задержкой психического развития.

Лубовский, В. И. Современное понимание проблемы общих и специфических закономерностей нарушенного психического развития [Текст] / В. И. Лубовский // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 1. – С. 6–9. 

В статье освещаются системные представления об общих и специфических закономерностях психического развития.

Мавлянова, О. В. Коррекционная работа с агрессивными проявлениями в поведении детей младшего школьного возраста посредством развития эмоциональной компетентности и целенаправленности поведения [Текст] / О. В. Мавлянова // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 25–32. 

Представлено исследование целенаправленности поведения и эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста как факторов регуляции проявлений агрессии. Даны психологические портреты групп детей с разными формами агрессивного поведения. Выделена специфика изменений в проявлениях агрессии у детей, проходивших коррекционно-развивающую программу.

Максимова, С. Ю. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 1. – С. 20–22. 

Статья посвящена вопросам адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Максимова, С. Ю. Коррекционные возможности музыкально-двигательного воспитания в процессе занятий адаптивной физической культурой детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 22–24. 

Статья затрагивает вопросы повышения коррекционного потенциала адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

Фонд СГПИ

Максимова, С. Ю. Методы развития физических качеств детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Максимова, И. Д. Скрябина, С. С. Садовая [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 3. – С. 8–10. 

В статье рассматриваются ведущие методы формирования физических качеств данной категории детей. Представлены отдельные варианты специфического метода физического воспитания для каждого физического качества, раскрыты возможности соревновательного и игрового методов. 

Фонд СГПИ

Максимова, С. Ю. Музыкально-двигательная игротерапия как новое направление адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 4. – С. 35–38.

Поднимаются вопросы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, обосновывается необходимость применения технологий игротерапии, являющихся эффективным средством коррекции отклонений. Сочетание адаптивного физического воспитания с музыкально-двигательным – эффективное средство целенаправленной работы по эмоционально-физическому развитию детей с ЗПР. 

Фонд СГПИ

Медникова, Л. С. Особенности образных репрезентаций движений человека с задержкой психического развития [Текст] / Л. С. Медникова, Е. В. Пекишева // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 11–20.

Представлены экспериментальные данные, отражающие возможности овладения дошкольниками с задержкой психического развития способностью к кодированию и декодированию пространственно-временных характеристик движений человека.

Мухина, С. Педагогическая диагностика психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. Мухина // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – № 3. – С. 25–32. 

Представлены программа и содержание комплексной педагогической диагностики психомоторного развития детей, имеющих отклонения в развитии.

Олту, С. П. Изучение речевого развития дошкольников с задержкой психического развития с помощью разных диагностических систем [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 2. – С. 63–65.

Представлены методикиисследования особенностей речевого развития детей с ЗПР с помощью стандартизированного теста Оценки Развития Русского Языка и методики И.Д. Коненковой "Обследование речи дошкольников с ЗПР".

Олту, С. П. Инновационный подход к изучению речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 13–18.

Статья посвящена изучению речевого развития дошкольников с задержкой психического развития. Автор оценил уровень речевого развития дошкольников с ЗПР с помощью разных диагностических методик. Данные, полученные в результате исследования, ещё раз доказывают существующие уже в научной литературе сведения о взаимосвязи и взаимовлиянии когнитивного и речевого развития. Автор также подобрал более подходящую на сегодняшний день методику обследования речи детей данной категории в условиях образовательного учреждения. 

Пекишева, Е. В. Задачи и организация психокоррекционной работы по формированию символической способности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Пекишева // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 72. 

Представлены модели обучения дошкольников с задержкой в развитии символическому действию.

Пепик, Л. А. Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л. А. Пепик // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 68–75. 

Описан комплексный подход к формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном раз­витии, основанный на обучении доступным способам восприятия, моделирования пространственных отношений с использованием различных знаково-символических средств. 

Пожидаева, О. Тёплою водою руки чисто мою [Текст] / О. Пожидаева, О. Кайева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 71–74. 

Статья посвящена проблеме обучения культурно-гигиеническим навыкам детей со средней и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении.  

Фонд СГПИ

Рослякова, С. Линейная игра «Да–нет» [Текст] / С. Рослякова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5. – С. 88–93. 

Педагоги, работающие в коррекционных группах с детьми с задержкой психического развития, отбирая эффективные методы и приёмы, которые активизировали бы их познавательную деятельность, опираются на исследования известных специалистов в области детской психологии, которые утверждают, что активизировать познавательную деятельность этих детей надо путём мотивации, а лучший её способ – это игра. 

Фонд СГПИ

Светличная, А. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 58–62. 

Описано исследование особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития, выполненное на базе ГБОУ Детский сад № 2281 компенсирующего вида (г. Москва).

Семёнова, Л. Э. Гендерная специфика некоторых аспектов морального развития старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Э. Семёнова, Н. П. Шашкина // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 37–49.

В статье обсуждается проблема морального развития современных дошкольников. Представлены результаты сравнительного исследования нравственных ориентиров, вербального и реального нравственного поведения детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. Показана опосредованность процесса становления нравственной сферы старших дошкольников спецификой гендерной социализации, носящей дифференцированный по половому признаку характер.

Сидоренко, Т. Формирование пространственно-временных представлений [Текст] / Т. Сидоренко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 63–68. 

Комплекс заданий и упражнений, предложенный в статье, направлен на развитие пространственно-временных представлений у детей с задержкой психического развития. 

Фонд СГПИ 

Сироткина, З. А. Формирование психомоторики детей с задержкой психического развития средствами фольклорных подвижных игр [Текст] / З. А. Сироткина // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 35–40. 

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников, проведённого специалистами Московского государственного гуманитарного университета. Описано использование русских народных подвижных игр при формировании и развитии двигательных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Фонд СГПИ

Скок, Н. И. Психокоррекционные упражнения для детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. И. Скок, Л. В. Федорова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2016. – № 3. – С. 64–70.

В статье представлены упражнения, направленные на развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, восприятия у детей с задержкой психического развития.

Фонд СГПИ

Сляднев, А. А. Методические подходы к формированию двигательно-символической интенциональности ребёнка с нарушением интеллекта [Текст] / А. А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 17–19. 

Обоснованы методические подходы к формированию у ребёнка, имеющего нарушения интеллекта, двигательно-символической интенциональности.  

Фонд СГПИ

Сорокоумова, С. Н. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. Н. Сорокоумова, В. В. Кисова // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 63–74.

В статье представлена экспериментальная программа формирования учебного сотрудничества у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны этапы её реализации на основе использования традиционных для детского сада видов образовательной деятельности. Рассматриваются результаты коррекционно-развивающей работы в аспекте подготовки детей с ЗПР к обучению в школе.

Сошникова, С. Встреча с цветами [Текст] / С. Сошникова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9. – С. 57–58. 

В учебно-воспитательном процессе дошкольников особое значение уделяется прогулке. О том, какие цели и задачи ставятся перед педагогами при организации прогулки детей с ЗПР в подготовительной группе дошкольного воспитательного учреждения можно узнать из данной статьи. 

Фонд СГПИ

Староверова, М. С. Копинг-стратегии младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Староверова, М. Л. Рубинова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 54–60.

Статья посвящена проблеме психологической защиты и совладающего поведения, в частности изучению копинг-стратегий младших школьников с ЗПР. Выявлены и описаны стратегии совладающего поведения, которые наиболее часто используются данной категорией школьников. Показана вариативность в использовании копинг-стратегий, обусловленная гендерными различиями. Представлена оценка эффективности стратегий поведения.

Фонд СГПИ

Стебляк, Е. А. Методические подходы к коррекции восприятия и понимания социального мира детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е. А. Стебляк // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 27–34.

Статья освещает вопросы коррекции восприятия и понимания социального мира у детей с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваются механизмы и содержание коррекционного воздействия на восприятие и понимание детьми психологической и социальной причинности. Анализируется процедура направленной рефлексии ситуаций социального взаимодействия и взаимоотношений.

Суслова, О. И. Особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О. И. Суслова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 7–10.

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с задержкой психического развития, обучающихся в массовой школе, поэтому становится актуальным вопрос изучения и формирования их интеллектуальной готовности к обучению в школе. Описаны различные методики экспериментального изучения.

Толстикова, О. Н. Особенности отношения к учению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. Н. Толстикова, Л. С. Медникова // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 14–22.

В современной отечественной психологии отношение к явлениям действительности считается психологическим ядром личности, формирующимся под воздействием опыта взаимоотношений с другими людьми. В предлагаемой статье представлены результаты экспериментального изучения отношения к учению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваются особенности их школьных интересов, специфика эмоционального отношения к школе и содержанию учения, участникам учебного процесса (педагогам, родителям, одноклассникам).

Фатихова, Л. Диагностика и развитие способности дошкольников с задержкой психического развития понимать логико-грамматические конструкции языка [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 68–75.

Представлен комплекс диагностических и коррекционных средств для выявления и развития способности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития понимать логико-грамматические конструкции языка.

Флёрко, Н. В. Формирование пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития в пропедевтический период обучения математике в 1 классе [Текст] / Н. В. Флёрко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 3. – С. 38–48.

В статье представлен теоретический анализ оснований формирования пространственных представлений в детском возрасте. Предложен комплекс заданий для формирования пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития, который может быть использован для проведения уроков в пропедевтическом периоде обучения математике. Задания систематизированы в соответствии с тремя направлениями их применения: в предметно-практической деятельности, с использованием презентации, в рабочей тетради.

Хамраева, О. С. Проектная деятельность как средство формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / О. С. Хамраева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 68–69.

Раскрыты особенности учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Одним из продуктивных методов оказания помощи таким детям выступает проектная деятельность, которая способствует дальнейшей самореализации и развитию личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Чернова, Е. П. Особенности диагностической работы специалистов по изучению психического развития детей с отклонениями с использованием нейропсихологических методик [Текст] / Е. П. Чернова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 4. – С. 10–17. 

Освещены принципы диагностической работы специалистов по изучению психического развития дошкольников, имеющих отклонения в развитии, подробно описаны основные этапы и модели этой работы в условиях детского сада комбинированного вида и начальной школы. 

Фонд СГПИ

Шипицына, Л. М. Психологические факторы склонности к воровству детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. М. Шипицына // Дефектология. – 2014. – № 6. – С. 19–27.

Представлены результаты исследования предрасположенности к воровству и возможностей его коррекции у детей и подростков с нарушением интеллектуального развитие, проведённого Институтом специальной педагогики и психологии (г. Санкт-Петербург).