Изменить размер шрифта  

анонс мероприятийновости
Как выбрать внешний диск. Внешний жесткий диск как выбрать самый подходящий. Какой внешний диск выбрать. Какой принтер выбрать. Какой выбрать лазерный принтер сегодня. Какой цветной принтер выбрать. Готовые программы на java. Изучаем java с нуля быстро. Как начать программировать на java. Бесплатные игры для планшетов android. Качественный samsung android планшет. Планшет android цена. Отдых в турции отели. Самый лучший отдых в турции. Отдых в турции отели цены. Wow дк гайд. Лучший wow фрост дк гайд. Wow дк танк гайд. Рабочие программы на языке python. Изучаем python с нуля. Язык python для начинающих. Бесплатые плагины для Joomla. Скачать joomla плагины бесплатно. Где скачать самые последние плагины на joomla.
Главная
О библиотеке
История
Структура
Библиотека в СМИ
Правила пользования
Нормативные документы
Устав
Концепция
Государственное задание
Контакты
Бэкграундер
Анализ работы библиотеки
Электронный каталог
Услуги
Ресурсы
Полезные ссылки
Полнотекстовая БД "Инвалид и общество"
Тифлокалендарь
Наши издания
В поддержку образования
Новинки книг
Фильмы с тифлокомментариями
Специальные структурные подразделения
Центр социально-правовой информации
Детско-юношеский зал "Выбор"
Пресс-служба
Центр поддержки доступного туризма
Портрет в книжном интерьере
Профессионалам
Интергрированное библиотечное обслуживание
Сеть интегрированного обслуживания
Итоги мониторинга
Повышение квалификации
План мероприятий
Полезные материалы
Доступная среда
Методические материалы
Виртуальный кабинет
Белая трость
Центр поддержки образования
Обзор тифлотехники
Виртуальный музей
Страничка психолога
Библиотека Михайлова
Online справка
Противодействие коррупции
Антитеррор

КОНТАКТЫ

Адрес: 355029, г. Ставрополь,
ул. Социалистическая, 1
Телефоны:
Директор: (8652)56-71-99
Зам.директора/гл.бухгалтер: (8652)95-65-34
Отдел обслуживания: (8652)56-12-43
Эл.почта: skbs@skbs.ru
Режим работы:
Пн-Пт: 8:00-17:00
Суббота: 8:00-16:00
Выходной день: Воскресенье
Санитарный день: Последний четверг месяца

Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

Портал культура.рф

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет


Дети с нарушениями речи

Внимание! Новые материалы обозначены значком новое

 

Аверьянова, Е. В. Особенности формирования ценностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] / Е. В. Аверьянова // Дефектология. – 2012. – №4. – С. 73–81. 

Охарактеризованы этапы формирования ценностных ориентаций у детей с нарушениями речевого развития.

Агаджанян, А. В. Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными у дисграфиков [Текст] / А. В. Агаджанян // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 1. – С. 74–80.

Освещены особенности работы учителя-логопеда над освоением учениками начальных классов с дисграфией согласования прилагательных и существительных. В приложении даны виды логопедических занятий. 

Фонд СГПИ

Акимова, М. В. Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста – необходимое условие обучения грамоте [Текст] / М. В. Акимова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 2. – С. 5–9. 

Повышение эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у детей старшего дошкольного возраста недостатков речи. Автор предлагает инновационные методы и технологии по преодолению имеющегося недоразвития у старших дошкольников в условиях логопедического пункта детского сада. 

Фонд СГПИ

Алексеева, Е. А. Понимание эмоционального содержания текста детьми с нарушениями речи [Текст] / Е. А. Алексеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 1. – С. 41–45. 

Описана методика формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников, имеющих нарушения речи, содержащая упражнения для работы с детьми, примерный план занятий по выражению эмоций в письменной речи.

Алимова, Е. А. Роль семьи в процессе коррекции заикания у детей дошкольного и школьного возраста по методике Л. З. Арутюнян – опыт мамы и логопеда [Текст] / Е. А. Алимова // Практический психолог. – 2014. – № 2. – С. 57–60. 

Описан опыт работы речевого центра «Арлилия» (г. Москва) с заикающимися детьми по программе  «Скорая помощь», направленной на коррекцию речи и преодоление заикания. 

Фонд СГПИ

Алферова, О. Комплексное воздействие специалистов смежных областей на развитие речи дошкольника [Текст] / О. Алферова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 82–85. 

В стимулировании речевого, познавательного и эмоционального развития ребёнка с речевыми нарушениями большое значение имеет комплексный подход специалистов в области дошкольного воспитания – педагогов-психологов, логопедов. О путях их взаимодействия рассказывает автор.

Фонд СГПИ

Андрианова, И. «Летят перелётные птицы» : ручной труд в старшей логопедической группе [Текст] / И. Андрианова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 75.

Раскрыта роль ручного труда детей с общим недоразвитием речи, способствующего развитию мелкой моторики рук. 

Фонд СГПИ

Арсеньева, М. В. Методика изучения особенностей воспроизведения текстов литературных произведений старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / М. В. Арсеньева // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 13–20.

Рассматриваются разнообразные подходы к методике изучения особенностей воспроизведения текстов дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

Артамонова, Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе [Текст] / Н. В. Артамонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 80–82. 

Описаны приёмы, используемые в коррекционной работе при формировании у дошкольников с общим недоразвитием речи представлений о природе. Приведены некоторые словестные игры, которые могут проводить с детьми учителя-логопеды, воспитатели, родители.

Афонькина, Ю. Скатертью дорожка твоим мягким ножкам [Текст] / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 56–62. 

В статье представлен цикл коррекционно-развивающих занятий для детей 5–6 лет по развитию и коррекции у них речемыслительной деятельности. 

Фонд СГПИ

Бабина, Г. В. Интонационный аспект читательской деятельности младших школьников с недоразвитием речи [Текст] / Г. В. Бабина // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 6–16.

Предложены материалы по исследованию возможностей актуализации интонационных конструкций в процессе чтения младших школьников с недоразвитием речи. Дана характеристика трудностей реализации интонем в читательской деятельности учащихся.

Бабина, Г. В. Методика оценки сформированности анализа текста у школьников среднего звена [Текст] / Г. В. Бабина, Л. Н. Мочалова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 1. – С. 36–40.

В статье представлена стандартизированная методика оценки сформированности анализа текста у школьников с нарушенным речевым развитием. Предложенная методика позволяет выявить характерный для учащегося уровень анализа текста, выявить группу учащихся, испытывающих значительные трудности при работе с текстом и определить приоритетные направления работы с ними, что в дальнейшем позволит прогнозировать предпочтительный профиль их обучения.

Фонд СГПИ

Баева, В. А. Система работы по развитию связной речи детей с ОНР [Текст] / В. А. Баева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 4. – С. 43–54. 

Даны рекомендации по формированию связной речи дошкольников на специальных занятиях по обучению рассказыванию. 

Фонд СГПИ 

Бросалина, В. В. Особенности работы логопеда в лекотеке [Текст] / В. В. Бросалина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 70–73.

В статье показана специфика работы логопеда в условиях лекотеки, даны примеры организации логопедических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Брюховских, Л. А. Формирование предложных конструкций у школьников с речевым недоразвитием [Текст] / Л. А. Брюховских // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 60–64.

О формах и методах логопедической деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.

Бурмистрова, Е. Д. Клиническая и психолого-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками в условиях детской больницы [Текст] / Е. Д. Бурмистрова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 21–23. 

Представлены направления и формы работы в условиях Саратовской областной детской клинической больницы.

Быкова, И. В. Формы работы с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / И. В. Быкова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 77–83. Представлены формы и методы коррекционной работы с применением дифференцированного логопедического массажа в детском саду с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами.

Фонд СГПИ

Валуева, А. В. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи [Текст] / А. В. Валуева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 78–80.

Проиллюстрирован опыт детско-взрослой проектной деятельности детского сада комбинированного вида № 435 г. Москвы, даны рекомендации по организации проектной деятельности и приведены примеры реализуемых в учреждении проектов.

Валуева, А. Организация исследования представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи о здоровье и здоровом образе жизни [Текст] / А. Валуева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 58–63.

Представлена анкета, направленная на изучение социально-педагогических условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с тяжёлыми нарушениями в семье.

Фонд СГПИ

Валявко, С. М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 38–51.

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «смысловое восприятие речи», показана роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей, описаны методический аппарат и результаты исследования смыслового восприятия логико-грамматических структур языка дошкольниками с общим недоразвитием речи. Описаны особенности понимания таких конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Валявко, С. М. Исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития [Текст] / С. М. Валявко, К. Е. Князев // Специальное образование. – 2014. – № 2. – С. 5–13. 

В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится ориентация на индивидуальность ребёнка и специфику его развития. Автор анализирует результаты сравнительного исследования потребностной сферы дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием и анализируется связь потребностей с другими личностными характеристиками. 

Валявко, С. М. Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 1. – С. 66–70. 

Представлена авторская программа «Успех», направленная на повышение компетентности родителей и специалистов дошкольного образовательного учреждения в области формирования личности ребёнка и его ценностных ориентаций с учётом особенностей речевого развития.

Валявко, С. М. Феноменология общего недоразвития речи и проблемы мультидисциплинарного взаимодействия (обзор) [Текст] / С. М. Валявко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 30–39.

В статье рассматриваются понятийно-терминологические проблемы, связанные с феноменологией понятия «общее недоразвитие речи», используемого в междисциплинарных исследованиях.

Фонд СГПИ

Васильева, Е. Е. Содержание работы по формированию просодических компонентов у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е. Е. Васильева // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 4. – С. 44–49. 

Освещаются направления логопедической работы по формированию просодических компонентов у детей с тяжёлыми нарушениями речи: коррекция дыхания, совершенствование артикуляционной моторики, исправление неправильного звукопроизношения, развитие голосовых характеристик, развитие фонематического слуха и проведение ритмических упражнений для совершенствования чувства ритма. 

Фонд СГПИ 

Винничук, А. В. Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием в совместной деятельности с учителем-логопедом [Текст] / А. В. Винничук // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 47–56.

В статье освещены методы и приёмы коррекции речи на занятиях по математике. Представлен комплекс игровых упражнений, используемых при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Фонд СГПИ

Волкова, С. В. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза [Текст] / С. В. Волкова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 82–91.

Статья посвящена проблеме логопедической коррекции фонематических расстройств у дошкольников с органическими поражениями головного мозга различного генеза. Представлены результаты апробации авторской технологии логопедической работы, предполагающей использование вариативных стратегий коррекционных воздействий с учетом выявленных типов фонематической недостаточности у детей после инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, перинатальных энцефалопатий.

Волковская, Т. Н. Опыт экспериментального внедрения системы психологической помощи детям с недостатками речи [Текст] / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 4. – С. 3–17.

Представлена концептуальная модель системы психологической помощи детям с недостатками речи, которая представляет собой многоуровневую организацию всех её составляющих

Волковская, Т. Н. Опыт экспериментального внедрения системы психологической помощи детям с недостатками речи [Текст] / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 4. – С. 3–17.

Представлены результаты исследования комплексной системы психологической помощи детям с недостатками речи.

Волковская, Т. Н. Современные концептуальные подходы к организации психологической помощи в специальном образовании [Текст] / Т. Н. Волковская // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 3. – С. 74–85. 

Представлен комплекс психологических технологий, рекомендуемый для применения в общей системе диагностики детей с недостатками речи. Описаны методики оказания им психологической помощи. 

Фонд СГПИ

Востокова, Н. Н. Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Н. Н. Востокова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 1. – С. 62–68.

Общение играет очень большую роль в современной деятельности любого человека, особенно важно для дошкольников. Ведь общение влияет на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности. В своей статье автор обращает внимание на детей с общим недоразвитием речи, у которых страдает вся интеллектуальная сфера, раскрывает особенности развития речи у детей с речевой патологией. Применение на практике описанных в данной статье рекомендаций, методов и приёмов логопедической работы поможет специалистам достичь положительного результата в развитии коммуникативных способностей.

Фонд СГПИ

Вятлева, Ю. Е. Формирование письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка [Текст] / Ю. Е. Вятлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5. – С. 20–25.

Освещены формы и методы изучения письменно-речевой деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи. Обоснованы выводы о зависимости формирования грамотной связной письменной речи учащихся от уровня сформированности как речевой, так и учебной деятельности; предложена методика формирования письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка.

Гаранина, Л. А. Региональный аспект проблемы конвергенции и дивергенции образовательных маршрутов детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л. А. Гаранина, Е. Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 21–31.

В статье освещается Курская региональная специфика построения и реализации образовательных маршрутов обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в различных институциональных условиях.

Глотова, И. В. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию [Текст] / И. В. Глотова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 52–55.

Изложены основные направления работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предложены формы работы с детьми, которые рекомендуется использовать логопедам и воспитателям.

Глухов, В. П. Психолингвистический подход к исследованию особенностей онтогенеза речевой деятельности у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 3. – С. 7–11. 

Изложены результаты комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проведённого в логопедических группах детских садов г. Москва. 

Фонд СГПИ

Голубец, О. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога. Развитие познавательной сферы у детей с ОНР [Текст] / О. Голубец // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 49–57.

Успех деятельности по коррекции нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во многом зависит от взаимодействия логопеда и психолога, перед которыми стоят общие задачи. Формы и методы их совместной деятельности описаны в статье.

Фонд СГПИ

Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 62–67.

В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Результаты проведённых исследований позволили авторам сделать вывод об эффективности разработанных методик и средств для оценки нарушений развития у дошкольников мелкой моторики и речи.

Фонд СГПИ

Гридина, Т. А. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы [Текст] / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 39–50.

Представлены результаты диагностической серии проб, направленных на выявление сформированности грамматико-словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Гульбина, И. «Большие буквы»: досуг для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / И. Гульбина, В. Захаренкова, С. Митрофанова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 110–113.

Досуговое мероприятие для детей дошкольного возраста, сценарий которого предлагает автор, помогает формированию коммуникативной компетентности, развитию навыков свободного общения.

Фонд СГПИ

Дмитриевская, Н. Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины речевого дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. Ф. Дмитриевская // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 27–30. 

Рассматривается вопрос самооценки ребёнка с речевой патологией, проблемы оценки ребёнком и окружающими речевого дефекта и пути их устранения. 

Фонд СГПИ

Добрынина, Э. Г. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения [Текст] / Э. Г. Добрынина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 55–68.

Приведены различные по степени сложности и разнообразию упражнения и задания, способствующие формированию навыков чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями.

Фонд СГПИ

Добрынина, Э. Г. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения [Текст] / Э. Г. Добрынина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 55–68.

Приведены различные по степени сложности и разнообразию упражнения и задания, способствующие формированию навыков чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями.

Фонд СГПИ

Долдина, Г. В. Кинезиотерапия – как метод коррекции речевых способностей дошкольников [Текст] / Г. В. Долдина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 41–46.

Представлена система деятельности по кинезиотерапии (лечение движением), ориентированная на коррекцию речевых способностей, сенсомоторного развития и подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи.

Фонд СГПИ

Дунаева, Н. Эмоционально развивающие игры в работе с детьми 5–7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 11. – С. 72–74. 

Наиболее эффективным средством развития эмоциональной восприимчивости детей с общим недоразвитием речи являются эмоционально развивающие игры, приобретающие особую значимость в коррекционной работе с данной категорией детей. 

Фонд СГПИ

Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных клинических формах заикания [Текст] / Е. А. Дьякова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 65–70. 

О применении логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими различные формы заикания.

Елецкая, О. В. Особенности когнитивных компонентов формирования орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией [Текст] / О. В. Елецкая // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 47–54. В статье описаны методы педагогического воздействия на детей с дизорфографией при формировании и развитии у них способностей, определяющих успешность усвоения орфографических знаний и навыков.

Фонд СГПИ

Жигорева, М. В. Инновационные подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи [Текст] / М. В. Жигорева, Т. В. Туманова, Л. А. Пантелеева // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 33–37.

Важнейшим фактором успешного обучения детей в школе является достаточный уровень сформированности лексики, в том числе учебно-терминологической. Существует много инновационных подходов к изучению особенностей усвоения лексики учащимися с нарушениями речи, например, специальная диагностическая программа, включающая задания по  основным школьным предметам, разработанная специалистами Московского государственного гуманитарного университета, которая позволит выявить трудности освоения и разработать пути коррекционно-логопедической работы.

Заморина, Е. Забавные превращения верёвочки : коррекционно-развивающая работа в средней логопедической группе [Текст] / Е. Заморина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 68–77.

Представлен комплекс мероприятий для детей ­4­–5 лет по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» учителя-логопеда Н. В. Нищевой.  

Фонд СГПИ

Захаренкова, В. Заикающиеся дети [Текст] / В. Захаренкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 76–79. 

Статья отражает материалы для проведения коррекционного занятия по развитию речи с использованием компьютерного игрового задания для детей старшего дошкольного возраста. 

Фонд СГПИ

Захарова, О. Особенности логопедических занятий при коррекции алалии [Текст] / О. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 84–90.

Автором раскрыты вопросы развития речевой функции при алалии. Представлена современная система коррекционно-логопедического воздействия с учётом данного нарушения, особенности занятий на начальных этапах активизации речевой функции.

Фонд СГПИ

Захарова, О. Развитие кинестетического праксиса при коррекции афферентной моторной алалии [Текст] / О. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 11. – С. 87–93.

Раскрыты вопросы активизации речи при одном из наиболее сложных речевых расстройств – афферентной моторной алалии.

Фонд СГПИ

Захарова, О. Развитие оптико-пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением восприятия логико-грамматических конструкций речи [Текст] / О. Захарова / Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 68–73.

Статья рассматривает проблемы сложных психоречевых расстройств, состоящих в нарушении овладения детьми логикограмматическими конструкциями речи. Даётся общая характеристика картины дефекта с элементами анализа механизма нарушения. Приводится аргументация целесообразности применения системы адекватных упражнений, которые также способствуют преодолению аналогичных расстройств у ребёнка с патологией другого генеза.

Фонд СГПИ

Игнатьева, С. А. Формирование коммуникативной культуры учащихся старших классов с нарушениями речи в системе специального образования [Текст] / С. А. Игнатьева // Дефектология. – 2013. – № 1. – С. 15–23.

Формирование навыков конструктивного общения вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность применительно к старшеклассникам с выраженными нарушениями речи. Автор отмечает необходимость целенаправленной работы по формированию речевых и коммуникативных умений учащихся, приводит основные принципы, направления и этапы коммуникативно-ориентированного обучения.

Ишимова, О. А. Реализация современных подходов к коррекционно-педагогической работе с младшими школьниками в новой линии учебных пособий по чтению и письму [Текст] / О. А. Ишимова, С. В. Сацевич, О. А. Бондарчук // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 8. – С. 28–34. 

Представлен инновационный учебно-методический комплекс «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов», состоящий из серии пособий по чтению и письму. Раскрыты коррекционно-развивающие задачи каждого пособия, что поможет оказать младшим школьникам педагогическую помощь на этапе овладения чтением и письмом, а учителей обеспечит эффективным инструментарием работы с детьми. 

Калашникова, И. В. Изменения вариабельности сердечного ритма у дошкольников в ходе проведения программы «Экотерапия для детей в возрасте 6–7 лет с речевыми нарушениями» в условиях Заполярья [Текст] / И. В. Калашникова // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 52–61.

Представлена авторская образовательно-реабилитационная программа для детей с общим недоразвитием речи IIIII уровня и дизартрией, доказана эффективность её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Карнаухова, Я. Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Я. Б. Карнаухова // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 48–57. 

В статье рассматривается метод изографического моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Китик, Е. Е. Какие электронные инструменты нужны для обучения логопедов диагностике фонетических нарушений [Текст] / Е. Е. Китик // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 38–43.

В статье описаны электронные инструменты формирования одной из важнейших профессиональных компетенций логопедов – умения проводить диагностику нарушений фонетического строя детской речи.

Клиницкая, Л. В. Технология анализа художественного произведения на уроках чтения и развития речи в старших классах коррекционной школы VIII вида [Текст] / Л. В. Клиницкая // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 36–39. 

Одним из основных приёмов развития речи у детей является анализ художественного произведения. О содержании, задачах и основных принципах анализа и рассказывает данная статья.

Коваленко, О. М. Логопедическая работа по дифференциации приставок и предлогов в четвёртом классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида [Текст] / О. М. Коваленко // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 17–26. 

В статье описаны принципы и методические основы работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. 

Фонд СГПИ

Коваленко, О. М. Многозначность как проявление лексической системности в речи учащихся 5–8 классов с тяжёлыми нарушениями речи / О. М. Коваленко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 14–39.

Представлены результаты исследования по выявлению специфики пересекаемости многозначности и синонимии в речевой системе учащихся 5-8 классов с тяжёлыми нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

Фонд СГПИ

Козырева, О. А. Разработка комплекса диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. А. Козырева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 4. – С. 27–39.

Рассматривается коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Приводятся методы исследования коммуникативной компетенции детей и возможные результаты исследования.

Фонд СГПИ

Колягина, В. Г. Современное состояние проблемы изучения психического развития детей с недостатками речевого развития [Текст] / В. Г. Колягина // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 4. – С. 28–38. 

Освещены вопросы изучения психического развития детей с речевыми нарушениями в отечественной логопедии, представлены специальные коррекционные мероприятия, направленные формирование речевых средств у детей дошкольного возраста. 

Фонд СГПИ

Корягина, Е. О связи моторного, психического и речевого развития ребёнка с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Корягина, И. Парфененкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 54–60. 

В статье говорится о взаимосвязи двигательной и речевой активности. Авторы знакомят с комплексами утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста логопедических групп. 

Фонд СГПИ 

Краснова, О. В. Коррекция речемыслительных нарушений у детей в раннем и дошкольном возрасте [Текст] / О. В. Краснова, Е. А. Карпушкина // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 64–73.

Показана роль речи в структурно-динамической картине развития личности, описаны формы и методы коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста.

Кривец, М. Г. Пальчиковый театр в работе логопеда [Текст] / М. Г. Кривец // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. – № 4. – С. 55–62. 

Пальчиковый театр – увлекательная дидактическая игра, стимулирующая развитие мелкой моторики; знакомящая ребёнка с такими понятиями, как форма, цвет, размер; способствующая развитию пространственного восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания и активизации речевых функций. Его значение, положительный эффект развивающих упражнений и некоторые театральные техники представлены в предлагаемой статье. 

Фонд СГПИ

Кузьменко, И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений [Текст] / И. Кузьменко, Е. Лаптева, И. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 89–97.

Методы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями основаны на различных технологиях. Одна из них – использование цветовой палитры.

Фонд СГПИ

Куткова, И. А. Профессиональное взаимодействие логопеда и психолога в работе с детьми с недостатками речи в условиях центра дополнительного образования [Текст] / И. А. Куткова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 2. – С. 55–57. 

Представлен комплекс психолого-педагогических мероприятий, которые реализует Центр дополнительного образования «Семейная академия» (г. Москва) в отношении детей с недостатками речи.

Лагутина, А. В. Когда и как учить читать детей с нарушениями речи [Текст] / А. В. Лагутина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 3. – С. 42–52.

Анализируются возможности использования различных методов обучения чтению дошкольников с речевой патологией. Показано, что раннее обучение чтению аналитико-синтетическим методом при определённых условиях может оказать благотворное воздействие на состояние функционального базиса чтения и способствовать осознанному овладению навыками фонематического анализа и синтеза.

Ладович, К. С. Некоторые методические рекомендации к развитию словаря у дошкольников с недостатками речи [Текст] / К. С. Ладович // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 61–67.

В научной статье на основе исследования результативности изучения речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью разных диагностических средств были определены методические рекомендации к развитию словаря у дошкольников с недостатками речи. Представлены игры, способствующие формированию словаря.

Ланина, Т. Н. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции нарушений речи в детском возрасте [Текст] / Т. Н. Ланина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 4–12.

Предложены программы, интегрирующие междисциплинарный подход к коррекционной работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи.

Фонд СГПИ

Лебедева, И. Русская пейзажная живопись в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями слуха [Текст] / И. Лебедева, Н. Изергина, А. Шервуд // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 58–65.

Обобщены экспериментальные данные об особенностях восприятия и словесной интерпретации содержания произведений живописи дошкольниками с общим недоразвитием речи. Представлена технология интеграции логопедической работы по развитию связной речи с образовательными областями ФГОС ДО.

Лысенко, М. «Путешествие в страну Здоровейка» [Текст] / М. Лысенко, И. Леонова, Е. Колодяжная [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 4–9.

Представлены мини-сценарии досуговых мероприятий для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи и их родителей с применением информационно-коммуникационных технологий, рекомендуемые специалистами к использованию на практике.

Фонд СГПИ

новоеМаевская, Н. В. Интерактивная модель практической работы логопеда с заикающимся ребёнком как инструмент обучения студентов [Текст] / Н. В. Маевская // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 13–22.

В статье представлен новый электронный инструмент обучения дефектологов – интерактивная модель практической работы логопеда с ребёнком «Обследование. Заключение. Планирование коррекционной работы».

Маевская, Н. В. Проектирование компьютерных инструментов обучения студентов-логопедов работе с заикающимся ребёнком [Текст] / Н. В. Маевская // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 75–80.

Автор освещает комплекс специальных компьютерных инструментов обучения студентов-логопедов профессиональным умениям в области диагностики и планирования коррекционной работы с заикающимися детьми. Рассматриваются основные принципы подбора детских случаев для проектирования данной информационной технологии, требования к проведению логопедического обследования детей.

Мартыненко, И. В. Влияние личностных качеств на эффективность коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. В. Мартыненко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 21–27.

В статье представлены результаты экспериментального изучения состояния сформированности коммуникативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Фонд СГПИ

Мартыненко, Л. «Слоговичок» : логопедическая развлекательно-двигательная игра для детей 6–7 лет [Текст] / Л. Мартыненко, Е. Варданян // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5. – С. 83–87.

Большое значение в коррекционной работе придаётся двигательной активности детей, мотивирующей ребёнка на выполнение логопедических упражнений, дающей положительный эмоциональный заряд на овладение речевыми навыками. Поэтому во многих дошкольных учреждениях при коррекционно-образовательном воздействии на детей с речевыми нарушениями приоритет отдаётся двигательной активности. Вниманию специалистов предложен сценарий логопедической развлекательно-двигательной игры по закреплению навыков слогового анализа и синтеза через двигательную активность.

Фонд СГПИ

Матвеева, А. В. Организация предметно–пространственной среды в логопедической группе [Текст] / А. В. Матвеева, Н. А. Симонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 70–73.

Эффективность коррекционно-воспитательно-образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от правильной организации предметно-пространственной среды, которая создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, способствует всестороннему гармоничному развитию. В статье описаны требования, предъявляемые к этой деятельности с учётом особенностей развития детей.

Матросова, Т. А. Использование музыкально-ритмических приёмов на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Т. А. Матросова, Н. Е. Егорова, М. С. Титова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 56–62.

Представлены музыкальные приёмы, используемые на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Предложены музыкальные элементы, которые можно включать в занятия логопеда, дефектолога, воспитателя для активизации предметного словаря дошкольников с системными нарушениями речи.

Фонд СГПИ

Матюх, И. В. Группы кратковременного пребывания как модель оказания логопедической помощи детям с системным недоразвитием речи [Текст] / И. В. Матюх // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 102–111.

Автором исследованы проявления системной речевой патологии у различных групп детей 3–4 лет, выявлены потенциальные возможности их психоречевого развития. Полученные данные позволили уточнить представления о сложной структуре нарушений и оптимизировать логопедическую работу с детьми с тяжёлым речевым недоразвитием в условиях групп кратковременного пребывания.

Матюхина, О. А. Конспект фронтального логопедического занятия для детей и родителей в старшей группе [Текст] / О. А. Матюхина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 49–51.

Изложен план проведения логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы.

Фонд СГПИ

Миккоева, Н. В. Учёт особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию коррекционной работы [Текст] / Н. В. Миккоева // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 112–119.

Рассматриваются пути интеграции коррекционно-развивающего воздействия на речевую и познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.

Микляева, Н. В. Использование компьютерных технологий в развитии языковой способности детей с нарушениями речи и сотрудничестве детского сада с семьёй [Текст] / Н. В. Микляева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 17–21.

Описаны инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения развития языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены популярные программно-методические комплексы, примеры электронных ресурсов и сайтов-программ, применяемых логопедом при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Михайлова, Е. А. Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией [Текст] / Е. А. Михайлова, Н. В. Ванифатьева, Л. А. Соколова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 1. – С. 81–83.

Предложены подходы к коррекционно-логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи, позволяющей сформировать у дошкольников предпосылки оптически грамотного чтения и письма на достаточно высоком уровне.

Фонд СГПИ

Михалик, М. Нейролингвистические основы логопедической диагностики и коррекции при ранних повреждениях центральной нервной системы [Текст] / М. Михалик // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 60–68.

В статье описаны связи актуальных вопросов нейролингвистики с некоторыми проблемами современной логопедии. Обращено внимание на возможности, которые даёт нейровизуализация центральной нервной системы в логопедической практике. Кроме того, рассмотрено значение различных тематических исследований для логопедической диагностики и коррекции в детском возрасте.

Моисеенко, Л. Развиваем грамотную речь: взаимодействие специалистов ДОО и родителей [Текст] / Л. Моисеенко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 62–66. 

В статье описаны формы взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре и родителями с целью организации единого речевого пространства.

Фонд СГПИ

Мы раскрасим этот мир [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 84–89. 

Сценарий образовательного занятия по теме «Осень» с детьми 5–8 лет, имеющими общее недоразвитие речи. 

Фонд СГПИ

Нартова, И. Звук [Р] : артикуляционные упражнения [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 85–86.

Описана последовательность логопедической работы, направленной на обучение детей с нарушениями речи правильному произношению звука [Р].

Фонд СГПИ

Никишина, Н. А. Развитие связной речи у заикающихся детей как один из факторов успешности учебного процесса по методике Л. З. Арутюнян [Текст] / Н. А. Никишина // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 54–56. 

Статья посвящена проблеме заикания и его лечению. Изложена комплексная методика коррекции речи заикающихся, ориентированная на получение  устойчивых  результатов, применяемая в работе речевого центра «Арлилия» (г. Москва). 

Фонд СГПИ 

Никулина, Т. В. Проблема развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи [Текст] / Т. В. Никулина // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 3. – С. 14–16. 

Описаны возможные формы коррекционно-логопедической работы и специальные упражнения по развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи. 

Фонд СГПИ

Павлова, Н. В. Коррекционно-развивающая работа над звукопроизношением и лексикой на музыкальных занятиях с дошкольниками с ОНР [Текст] / Н. В. Павлова, В. А. Пальнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 59–65. 

Представлен анализ экспериментального исследования коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях, проведённого одним из детских садов компенсирующего вида г. Саратова.

Поварова, И. А. Оптимизация стратегий и моделей преодолевающего поведения в структуре самоорганизации психической деятельности заикающихся [Текст] / И. А. Поварова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 3. – С. 58–72.

Рассматривается комплексная система реабилитации заикающихся с учетом индивидуально-личностных особенностей, которая дает возможность стабилизировать нервно-психические процессы и сформировать адаптивный стиль поведения.

Фонд СГПИ

Полозова, О. В. Формирование социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в проектной деятельности [Текст] / О. В. Полозова // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 77–85. 

Использование проектной деятельности с участием семьи и дошкольного образовательного учреждения в логопедической работе способствует эффективности формирования социальной компетентности  детей с общим недоразвитием речи,  преодолению речевых нарушений и успешному процессу социализации личности в основных сферах жизнедеятельности. Эффективные формы и методы этой деятельности, апробированные в практике работы одного из детских садов комбинированного вида г. Москвы, представлены в предлагаемой статье.

Полозова, О. Значение театрализованных игр (кукольного театра) в развитии коммуникативной деятельности детей с системными нарушениями речи [Текст] / О. Полозова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 101–106.

В статье анализируется роль театрализованных игр в процессе коммуникативной деятельности, в том числе речевого взаимодействия, социализации, адаптации дошкольников с системными нарушениями речи.  

Фонд СГПИ

Починская, Е. М. Экспериментальное изучение развития тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Е. М. Починская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 46–51.

Приведены результаты обследования детей с нарушением звукопроизношения из подготовительной и старшей групп на базе ДОУ «Успех» гимназии № 1409 г. Москвы, в ходе которого диагностировалось состояние тонкой моторики рук.

Фонд СГПИ

Прохорова, Ю. Путешествие в осенний лес [Текст] / Ю. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 80–84.

Представлен сценарий занятий с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи на тему «Притяжательные прилагательные» с использованием упражнений, направленных на преодоление у детей речевых нарушений и координацию речи с движением. 

Фонд СГПИ

Раевская, Ж. Г. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ж. Г. Раевская, Е. М. Воронова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 73–76. 

Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с общим недоразвитием речи должна пронизывать всю жизнь детей и вестись на всех занятиях в детском саду: логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителя. Автор статьи делится практическим опытом, освещает отдельные направления коррекционно-логопедической работы. 

Репина, З. А. Актуальные проблемы фонологии в коррекционной педагогике [Текст] / З. А. Репина, Е. А. Ларина // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 21–26. 

В статье раскрыты фонологические основы подготовки детей с нарушениями речи к обучению письму и чтению.

Репина, З. А. Особенности логопедической работы по формированию фонематической системы языка у детей с открытой ринолалией [Текст] / З. А. Репина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 107–121.

В статье раскрыта научно обоснованная технология формирования фонематической системы языка у детей с врождённой расщелиной губы и нёба (ринолалией).

Репина, З. А. Особенности формирования диалога у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / З. А. Репина, Л. В. Ступак // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 66–71.

Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми. Одним из показателей этого уровня является сформированность лексико-грамматической стороны речи. Автором статьи раскрыты особенности формирования умений и навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе свободного общения, игры, на специально организованных занятиях раскрыты автором в предлагаемой статье.

Репина, З. А. Преодоление специфических замен букв у школьников с дизартрией [Текст] / З. А. Репина, И. А. Филатова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 119–128.

Представлен алгоритм работы по преодолению специфических замен букв у школьников с дизартрией путём развития фонологических представлений и формирования смыслоразличительной роли гласных и согласных звуков.

Романова, Д. С. Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией [Текст] / Д. С. Романова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 73. 

Основываясь на научных исследованиях, автор подробно описывает направления и формы коррекционной работы по развитию просодики. 

Фонд СГПИ

Ромусик, М. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно-временных отношений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Ромусик, С. Шаховская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 74–79.

Представлена система логопедической работы по формированию лексикограмматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Высокая эффективность предлагаемой системы обусловлена внедрением методов и приёмов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения.

Фонд СГПИ

Российская, Е. Н. Традиции и инновации в коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей [Текст] / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 33–43.

В современной логопедической практике, наряду с поиском инновационных способов коррекции нарушений произносительной стороны речи, отмечается тенденция к вытеснению эффективных традиционных приёмов работы за счёт выбора преимущественно механического способа постановки звуков. В данной статье речь идёт об использовании «опорных» звуков в преодолении дефектов звукопроизношения.

Ростомашвили, Е. И. Развитие произвольного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания [Текст] / Е. И. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 3. – С. 7–11.

В статье раскрыты особенности произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Обозначена проблема коррекции нарушений средствами адаптивной физической культуры как важного условия подготовки детей к обучению в школе. Анализируются нарушения и возможности развития познавательных психических процессов при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте. Актуализируется проблема ранней диагностики и комплексной коррекции произвольного внимания как основополагающего психического процесса для познавательной деятельности дошкольников с ОНР.

Фонд СГПИ

Самойлова, В. М. Отличия в проявлении познавательной активности дошкольников с речевой патологией [Текст] / В. М. Самойлова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 19–41.

Освещены комплексные программы развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. 

Фонд СГПИ

Самойлюк, Л. А. Характеристика трудностей социализации и путей их преодоления у подростков с заиканием [Текст] / Л. А. Самойлюк // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 33–39.

Описаны выделенные симптомокомплексы трудностей социализации, личностные ресурсы подростков с заиканием. Показаны некоторые аспекты дифференцированного подхода к психокоррекционной работе с описываемой категорией подростков.

Серебренникова, С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 91–97.

В статье представлены результаты психолого­-педагогического изучения детей 5­–6 лет с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Фонд СГПИ

Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О. В. Сингаевская, А. В. Соболева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 17–22. 

В статье представлены этапы формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи. В качестве примера приведена методика формирования умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и их сериям.

Фонд СГПИ

Сиско, Н. О. Формирование речевой готовности к школе у детей с негрубым отставанием в развитии речи [Текст] / Н. О. Сиско // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 11–15.

Представлена разработанная и апробированная на практике Красноярским центром диагностики и консультирования программа по формированию речевой готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Фонд СГПИ

Солодовник, А. В. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи [Текст] / А. В. Солодовник // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 2. – С. 72–74.

Представлены специальные упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей, имеющих речевые нарушения.

Фонд СГПИ

Соломатина, Г. Н. Влияние билингвизма на формирование произносительной стороны речи [Текст] / Г. Н. Соломатина, С. В. Жукова // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 60–66.

Статья посвящена изучению нарушений развития произносительной стороны речи в условиях билингвизма. Приводятся результаты исследования нарушений произношения у детей-билингвов дошкольного возраста, проживающих в г. Грозный. Рассмотрена роль неврологической патологии как фактора, осложняющего трудности развития речи в условиях билингвизма.

Сорокина, Н. А. Народное творчество в развитии и коррекции речи детей и взрослых [Текст] / Н. А. Сорокина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 86–94.

Автор делится со специалистами интересными и эффективными на его взгляд практическими разработками в области развития и совершенствования речи с использованием устного народного творчества.

Сушлекова, И. Г. Обучение детей с нарушениями письменной речи в условиях общеобразовательной школы [Текст] / И. Г. Сушлекова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 77–80.

Освещены, этапы и приёмы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями письменной речи.

Фонд СГПИ

Типсина, Н. М. Коррекционно-развивающие технологии в работе с речевыми нарушениями детей в условиях социально-реабилитационного центра [Текст] / Н. М. Типсина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 1. – С. 31–45.

Статья посвящена деятельности логопедического пункта социально-реабилитационного центра. Освещены направления комплексного развития всех компонентов устной речи; методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, используемые на разных этапах коррекционно-развивающих занятий. 

Фонд СГПИ

Тихонова, Е. С. Формирование речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ППМС-центров [Текст] / Е. С. Тихонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 39–49.

Представлена рабочая программа формирования речевой деятельности у младших дошкольников с общим недоразвитием речи, разработанная Центром диагностики и консультирования «Участие» (г. Москва) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отражающая современные подходы к коррекции общего недоразвития речи.

Токарь, И. Нарушения письменной речи как психолого-медико-педагогическая проблема [Текст] / И. Токарь // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – № 4. – С. 43–50.

Описаны характерные признаки встречающихся у младших школьников нарушений письма и чтения, определены их причины и возможное влияние на формирование личности ребёнка, а также обозначены основные направления профилактики и коррекции этих нарушений.

Томме, Л. Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. Е. Томме // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 51–58.

В статье рассматривается роль речи в усвоении математического материала. Автор анализирует трудности, возникающие в начальных классах у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи при усвоении математической терминологии. Рассмотрены методические условия формирования математической лексики в рамках системы коррекционно-образовательной работы.

Томме, Л. Е. Особенности усвоения арифметических задач обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. Е. Томме, М. Ю. Черниченко // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 76–84.

Статья посвящена проблеме обучения арифметическим задачам детей с тяжёлыми нарушениями речи. Рассматривается значение арифметических задач для развития детей; описаны результаты практического исследования умения решать и составлять арифметические задачи детьми с ТНР.

Ухабова, С. Куклы в работе учителя-логопеда [Текст] / С. Ухабова, А. Беркун // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 82–88. 

Описаны правила использования логопедических кукол в процессе взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста. Представлены примеры применения логопедической куклы при проведении игр, выполнении упражнений учителя-логопеда с детьми. 

Фонд СГПИ

Феклистова, И. В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе [Текст] / И. В. Феклистова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 13–16. 

Освещены возможности использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся, позволяющие сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников и, тем самым, более эффективно устранять речевые недостатки.

Филатова, Ю. О. Коррекция заикания у дошкольников: дифференцированный подход [Текст] / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31–37.

Представлена методика развития ритма движений и речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и результаты её апробации. Автор обосновывает необходимость применения дифференцированного подхода в процессе реализации данной методики с учётом нарушений речевого и моторного ритмов у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Филатова, Ю. О. Психолого-педагогическая модель развития ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами [Текст] / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 14–20. 

Автор предлагает инновационную модель двигательного обучения для работы с детьми, имеющими нарушения речи и методы её внедрения в работу с детьми в условиях специального образовательного учреждения. 

Чернышова, И. Н. Сценарий логопедического досуга «Праздник красивой речи» [Текст] / И. Н. Чернышова, Т. П. Левочкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 69–74. 

По мнению специалистов, наиболее эффективными формами и методами работы с детьми, имеющими речевую патологию, являются различные варианты организации совместной деятельности с детьми с использованием логопедических игр, сказочных сюжетов, воображаемых приключений и путешествий, элементов логопедической ритмики. Поиск новых форм работы привёл специалистов к идее проведения логопедических досугов. Такая нетрадиционная форма совместной деятельности с детьми вызывает у них живой интерес, помогает психологически подготовить к дальнейшим выступлениям на праздниках, а у логопеда появляется возможность решать задачи развития речи у детей в интересной и непринужденной для детей обстановке. Автор предлагает сценарий логопедического досуга «Праздник красивой речи».

Чижова, Ю. В. Современный подход к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи [Текст] / Ю. В. Чижова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 2. – С. 66–68. 

Автор предлагает инновационные подходы к формированию личности детей с общим недоразвитием речи, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. 

Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей [Текст] / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16. 

В статье рассматриваются проблемы предупредительного логопедического воздействия и раннего распознавания признаков речевого недоразвития. Авторы описывают диагностику отклонений речевого развития в раннем возрасте, выделяют значимые признаки задержки речевого развития у детей и предлагают формы коррекционной работы для их устранения.

Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей [Текст] / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16. 

В статье рассматриваются проблемы предупредительного логопедического воздействия и раннего распознавания признаков речевого недоразвития. Авторы описывают диагностику отклонений речевого развития в раннем возрасте, выделяют значимые признаки задержки речевого развития у детей и предлагают формы коррекционной работы для их устранения.

Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 69–83. Авторский дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения, апробированный на практике в детских садах комбинированного вида г. Москвы.

Фонд СГПИ

Шакирова, И. В. Комплексные психолого-логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий [Текст] / И. В. Шакирова, М. А. Бавина // Специальная психология. – 2011. – № 2. – С. 24–27. 

В статье представлен комплекс психолого-логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, которые помогают расширить возможности социальной адаптации детей, поддержать полноценное содержание детских видов деятельности, способствуют сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся, их продуктивной учебно-познавательной, практической и речевой деятельности.

Шаповалова, Н. С. Лингвометодические основы преодоления дизорфографии [Текст] / Н. С. Шаповалова // Начальная школа. – 2012. – № 5. – С. 40–43. Описаны приёмы работы по развитию орфографических навыков у учащихся начальных классов.

Фонд СГПИ

Шарова, О. Б. Логопедическая работа с детьми, имеющими врождённую расщелину верхней губы и нёба [Текст] / О. Б. Шарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 33–40. 

В статье излагаются аспекты комплексной проблемы ранней реабилитации детей с врождёнными нарушениями строения артикулярного аппарата на основе проведённого исследования в послеоперационный период. 

Шемякина, О. В. Изучение и формирование различных сторон психического развития у детей 2–3 лет с задержкой речи [Текст] / О. В. Шемякина // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 105–113.

Представлена система диагностики и развития познавательной сферы и речи  у детей раннего возраста с учётом разных уровней их развития.

Шереметьева, Е. В. Формирование артикуляционных навыков у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Текст] / Е. В. Шереметьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 19–23. 

В статье признаки по которым определяется задержка развития артикуляционной стороны речи у детей раннего возраста, дана стратегия работы с ними.

Шулекина, Ю. А. Приёмы логопедической работы по диагностике и коррекции понимания образных средств языка у младших школьников с ОНР [Текст] / Ю. А. Шулекина // Дефектология. – 2011. – № 4. – С. 38–51.

В статье описана специфика понимания детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) образных средств языка, рассматриваются речемыслительные стратегии, которые они используют для понимания вторичных номинаций. Представлена методика развития и коррекции понимания образных средств языка у младших школьников с ОНР, обоснованы приёмы, порядок работы и содержание речевых инструкций.