Изменить размер шрифта  

анонс мероприятийновости
Как выбрать внешний диск. Внешний жесткий диск как выбрать самый подходящий. Какой внешний диск выбрать. Какой принтер выбрать. Какой выбрать лазерный принтер сегодня. Какой цветной принтер выбрать. Готовые программы на java. Изучаем java с нуля быстро. Как начать программировать на java. Бесплатные игры для планшетов android. Качественный samsung android планшет. Планшет android цена. Отдых в турции отели. Самый лучший отдых в турции. Отдых в турции отели цены. Wow дк гайд. Лучший wow фрост дк гайд. Wow дк танк гайд. Рабочие программы на языке python. Изучаем python с нуля. Язык python для начинающих. Бесплатые плагины для Joomla. Скачать joomla плагины бесплатно. Где скачать самые последние плагины на joomla.
Главная
О библиотеке
История
Структура
Библиотека в СМИ
Правила пользования
Нормативные документы
Устав
Концепция
Государственное задание
Контакты
Бэкграундер
Анализ работы библиотеки
Электронный каталог
Услуги
Ресурсы
Полезные ссылки
Полнотекстовая БД "Инвалид и общество"
Тифлокалендарь
Наши издания
В поддержку образования
Новинки книг
Фильмы с тифлокомментариями
Специальные структурные подразделения
Центр социально-правовой информации
Детско-юношеский зал "Выбор"
Пресс-служба
Центр поддержки доступного туризма
Портрет в книжном интерьере
Профессионалам
Интергрированное библиотечное обслуживание
Сеть интегрированного обслуживания
Итоги мониторинга
Повышение квалификации
План мероприятий
Полезные материалы
Доступная среда
Методические материалы
Виртуальный кабинет
Белая трость
Центр поддержки образования
Обзор тифлотехники
Виртуальный музей
Страничка психолога
Библиотека Михайлова
Online справка
Противодействие коррупции
Антитеррор

КОНТАКТЫ

Адрес: 355029, г. Ставрополь,
ул. Социалистическая, 1
Телефоны:
Директор: (8652)56-71-99
Зам.директора/гл.бухгалтер: (8652)95-65-34
Отдел обслуживания: (8652)56-12-43
Эл.почта: skbs@skbs.ru
Режим работы:
Пн-Пт: 8:00-17:00
Суббота: 8:00-16:00
Выходной день: Воскресенье
Санитарный день: Последний четверг месяца

Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

Портал культура.рф

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет


Дети с нарушениями зрения

Внимание! Новые материалы обозначены значком новое

 

новоеАзарян, Р. Н. Исследование уровня развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения [Текст] / Р. Н. Азарян, М. К. марутян, А. р. Асатрян // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 46–51.

В статье представлены результаты экспериментального изучения уровня развития мелкой моторики и осязательных возможностей у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения, их умения выделять формы, величины, структуру поверхности предметов, используемых в физкультурно-спортивной деятельности.

Акшатина, Н. А. Праздник мыльных пузырей [Текст] / Н. А. Акшатина // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 26–28. – (В помощь реабилитологу). 

Сценарий праздничного мероприятия в старшей группе детского сада для детей с нарушениями зрения, направленного на развитие воображения и фантазии, снятие эмоционального напряжения и улучшение детско-родительских отношений.  

Алеева, Н. Б. Знакомство с песком и глиной [Текст] / Н. Б. Алеева, Н. К. Шашкина // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 39–41. – (В помощь реабилитологу).

Сценарий занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы.

Андреев, В. В. Коррекция и развитие ловкости у школьников 12–17 лет с депривацией зрения [Текст] / В. В. Андреев, Н. А. Шурышев, О. В. Мараховская // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 4. – С. 35–37. 

Школьники с нарушениями зрения имеют, как правило, более низкий уровень ловкости в сравнении со здоровыми сверстниками. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по коррекции и развитию их ловкости, показана методика осуществления коррекционно-педагогической работы в этом направлении. 

Фонд СГПИ

Андреев, В. В. Особенности развития силовых способностей школьников 12–17 лет с депривацией зрения [Текст] / В. В. Андреев, Н. А. Шурышев, О. А. Андреева // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 3. – С. 22–25. 

В статье представлены результаты педагогического исследования по развитию силовых способностей у школьников с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода. Выявлены и доказаны эффективные средства и методы, влияющие на уровень развития изучаемого физического качества. 

Фонд СГПИ

Бабина, Е. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Бабина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 101–108.

Методические приёмы и игры, способствующие формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями зрения, представленные в статье, автор рекомендует использовать на практике. 

Фонд СГПИ

Бабина, Е. С. Организация, содержание и результаты логопедической работы по формированию лексики у дошкольников в условиях зрительной депривации [Текст] / Е. С. Бабина, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2011. – № 3. – С. 15–24.

Статья иллюстрирует приёмы организации и содержание логопедической работы по формированию лексики у дошкольников, имеющих нарушения зрения.

Багдуева, К. Г. Причины неуспеваемости детей с нарушениями зрения [Текст] / К. Г. Багдуева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 38–40.

Выявлены возможные причины неуспеваемости детей с нарушениями зрения. Описаны условия и методы обучения и воспитания, позитивно влияющие на успеваемость школьников и формирование у них познавательных процессов.

Балберова, О. В. Роль гидрокинезотерапии в коррекции физического и психического состояния слабовидящих детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Балберова, Р. Р. Асфандияров // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 2. – С. 29–30.

Одной из важнейших задач современной науки является решение проблемы специального обучения, коррекционного физического воспитания, реабилитации и социальной адаптации в обществе слепых и слабовидящих детей. Своевременное использование корригирующих приёмов и движений в водной среде позволяют избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и открывают возможности для полноценного роста и развития слабовидящих детей.

Фонд СГПИ

Барченко, С. А. Методические аспекты физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения [Текст] / С. А. Барченко // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 4. – С. 12–14. 

Описана авторская методика физической подготовки паралимпийцев с нарушением зрения младшего научного сотрудника Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры. Методика основана на дидактических подходах общей педагогики с учётом офтальмологических противопоказаний и рекомендаций. 

Фонд СГПИ

Баряев, А. А. Совершенствование системы спортивной подготовки в голболе (спорт слепых) на основе применения комплексного контроля [Текст] / А. А. Баряев // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 16–24.

В статье описан опыт применения комплексного контроля в системе спортивной подготовки в голболе (спорт слепых). Показаны направления исследований, которые осуществляются на протяжении каждого этапа подготовки спортсмена с нарушением зрения.

Баряева, Л. Б. Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению [Текст] / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 168–178. 

Представлены виды и формы логопедических занятий по формированию коммуникативных способностей детей с первым уровнем речевого развития с использованием предметных и ролевых игр.

Белоглазова, А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения [Текст] / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 83–86.

Представлен опыт работы Казанской коррекционной общеобразовательной школы III–IV видов по адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Описаны направления и взаимовыгодные условия сотрудничества школы и социума, позволяющие детям успешно интегрироваться в современное общество.

Боброва, Л. В. Цикл мероприятий по патриотическому воспитанию школьников «Судьба и Родина – едины!» [Текст] / Л. В. Боброва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 3. – С. 52–56.

В статье представлена система воспитательной работы, проводимой со школьниками, имеющими нарушения зрения, в рамках цикла мероприятий по их патриотическому воспитанию.

Бодренкова, Л. Г. Как подготовить ребёнка с нарушением зрения к посещению врача-офтальмолога [Текст] / Л. Г. Бодренкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. – 2016. – № 5. – С. 40–43.

Представлены практические рекомендации для родителей и педагогов по подготовке ребёнка к посещению врача.

Борисенко, С. В. Кругосветное путешествие [Текст] / С. В. Борисенко, Е. В. Незнамова, Н. Н. Акулова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 36–38. – (В помощь реабилитологу).

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения.

Бруштейн, И. Борьба со мглой на станции Мга. Когда социальное сиротство сочетается со слепотой… [Текст] / И. Бруштейн // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 55–68.

Этот материал рассказывает о специальной (коррекционной) школе-интернате III–IV вида для слепых и слабовидящих детей, которая находится в посёлке Мга и является единственным подобным учреждением в Ленинградской области.

Быстрова, Н. Н. Рекомендации по составлению программы коррекционной работы в школе для слепых и слабовидящих детей [Текст] / Н. Н. Быстрова, Н. Ю. Кузина, Е. Б. Якушева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 4. – С. 15–20.

В статье раскрыты цели, содержание, общая стратегия и структура Программы коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Представлены инновационные разработки педагогического коллектива, особое внимание уделено формированию социальной компетентности детей с нарушениями зрения и развитию их адаптивных способностей.

Валявко, С. М. Изучение возможностей диагностики состояния зрения и его коррекции у дошкольников [Текст] / С. М. Валявко, А. С. Лысенкова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 15–20.

Автором представлены результаты изучения общей и специальной мотивации старших дошкольников с нарушениями зрения, приводится пример их адаптации по существующей в тифлопедагогике диагностической методике.

Вершинина, Г. П. Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с правилами дорожного движения (методический кабинет «Автодром») [Текст] / Г. П. Вершинина, О. П. Фоменко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – С. 50–55.

Представлена методика работы по формированию начальных представлений о правилах дорожного движения у детей с нарушениями зрения. Охарактеризовано оборудование методического кабинета «Автодром», приведён сценарий развивающего занятия «Про правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.

Гаджиева, Д. П. Психологическая характеристика гендерного поведения детей с нарушениями зрения [Текст] / Д. П. Гаджиева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 44–50.

В статье проанализировано исследование влияния гендерных различий детей с нарушениями зрения на процесс их социализации, проведённое в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Гасанова, З. З. Субъективный анализ отдалённых результатов консультативной работы с семьёй, имеющей ребёнка с нарушенным зрением [Текст] / З. З. Гасанова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 50–54.

В статье проанализированы методы консультативной работы с семьями, имеющими детей с нарушениями зрения, выявлен комплекс проблем, определены пути их решения.

Гениралова, Е. Л. Охрана зрения детей – забота школы [Текст] / Е. Л. Гениралова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 44–47.

Охрана зрения детей – особая забота школьных педагогов. Своим опытом делятся учителя МБОУ «СОШ № 57» г. Курска.

Гета, А. В. Коррекция физического и психоэмоционального состояния детей 6–7 лет с миопией средствами плавания [Текст] / А. В. Гета // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 2. – С. 36–39.

Детская близорукость является актуальной проблемой системы здравоохранения и занимает ведущее место среди зрительных патологий. Автор рассматривает возможность использования программы коррекции физического и психоэмоционального состояния детей 6–7 лет с миопией средствами плавания в процессе адаптивной физической культуры. 

Фонд СГПИ

Голубева, Е. В. Оборудование лечебного офтальмологического кабинета детского сада [Текст] / Е. В. Голубева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 8. – С. 10–20. 

В статье врача-офтальмолога Елены Голубевой даны рекомендации по оборудованию кабинета охраны зрения в детском саду компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушением зрения. Представлен перечень современного офтальмологического оборудования и правила организации деятельности офтальмологического кабинета. 

Гривцова, Л. М. Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. М. Гривцова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 15–17. – (В помощь реабилитологу).

Описан опыт коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Дадашева, Л. А. Роль театральной студии в художественно-сценическом воспитании слабовидящих детей [Текст] / Л. А. Дадашева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 22–26. 

В статье изложен опыт работы со слабовидящими детьми в театральной студии «Маски» МЦДТ при МСОШИ IV вида г. Махачкалы и даны рекомендации по организации художественно-сценического воспитания детей специальной (коррекционной) школы-интерната.

Дегтярева, Н. Н. Наши пернатые друзья [Текст] / Н. Н. Дегтярева, Н. Н. Акулова, Ю. В. Аникина // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 32–35. – (В помощь реабилитологу). 

Сценарий тематического мероприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.

Дегтярева, Н. Н. Социально-личностное развитие дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Н. Н. Дегтярева // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 12–14. – (В помощь реабилитологу). 

Автор рассказывает о методах и формах психокоррекционной работы с детьми, которые направлены на успешную интеграцию их в общество сверстников, коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии на фоне зрительного дефекта.

Демидова, И. Е. Методические приёмы работы с географическими картами материков в школах для слепых и слабовидящих обучающихся [Текст] / И. Е. Демидова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 33–39.

Представлены алгоритмы действий при работе с географическими картами материков, способствующие более прочному усвоению картографических знаний и повышению качества усвоения программного материала по географии в целом.

Денискина, В. З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушениями зрения, поступающих в 1 класс [Текст] / В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 7. – С. 8–20.

Авторами раскрыты основные подходы к дифференциации вариантов обучения слепых и слабовидящих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Представлены критерии для выявления особых образовательных потребностей этих детей с целью определения оптимального образовательного маршрута.

Денискина, В. З. К вопросу об обучении детей с нарушением зрения чтению и письму по системе Брайля [Текст] / В. З. Денискина, Г. А. Фатьянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 23–27. 

В век цифровых технологий, когда компьютерной грамотности придаётся всё большее значение и при обучении детей с нарушениями зрения, чтение и письмо по системе Брайля остаётся для слепого ребёнка обязательным и необходимым условием для его качественного обучения, развития и социализации. В статье представлены рекомендации для учителей, реабилитологов, родителей и тьюторов, обучающих инвалидов по зрению чтению и письму по системе Брайля.

Денискина, В. З. О формировании правильного отношения к дефекту [Текст] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 55–61. 

В статье обсуждается проблема переживания детей с глубоким нарушением зрения их физического недостатка и суть правильного отношения родителей к своим детям-инвалидам по зрению; даются рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи в преодолении чувства неполноценности.

Денискина, В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 4–14. 

В отечественной коррекционной педагогике убедительно показано, что для реализации возможностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходим учёт особенностей его обучения, образовательных потребностей и реабилитации. Предлагаемая статья раскрывает тифлопедагогические требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения.

Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 17–24.

В предлагаемой статье на основе анализа имеющихся в тифлологии исследований специфических последствий нарушения зрения сформулированы тифлопедагогические требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учётом их образовательных потребностей.

Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями [Текст] / В. З. Денискина // Дефектология. – 2012. –№ 5. – С. 3–12. 

Сформулированы (представлены) требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушениями зрения с учётом их особых образовательных потребностей.

Дружинина, Л. А. Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения в условиях детского сада [Текст] / Л. А. Дружинина // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 29–36.

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с разной структурой зрительного дефекта строится на основе единых принципов коррекционно-развивающей среды. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения в сочетании с лечебно-восстановительной работой способствует эффективности включения ребёнка в образовательный процесс.

Еникеева, М. Зимующие птицы [Текст] : игровое занятие по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / М. Еникеева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 56–62. 

В цикле «Окружающий мир» интерес педагогов может вызвать занятие в игровой форме, сценарий которого разработал автор. 

Фонд СГПИ

Забазлай, Е. Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Забазлай // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 44–47. 

Представлен комплекс занятий по формированию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения, коррекции и расширению зрительных представлений детей.

Закиров, Р. М. Особенность обучения юных дзюдоистов с нарушением зрения [Текст] / Р. М. Закиров // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 2. – С. 28–30.

Описаны особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с проблемами зрения, представлена структура тренировочных мероприятий, а также программа обучения подготовительным техническим действиям дзюдоистов с нарушениями зрения.

Фонд СГПИ

Зубкова, В. П. К проблеме изучения представлений об эмоциях у детей в условиях зрительной недостаточности [Текст] / В. П. Зубкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 30–34.

В статье описывается роль эмоций в психическом развитии детей. Представлены результаты научных исследований по изучению эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения. Описаны приёмы и методы формирования представлений об эмоциях у детей с нарушением зрения в условиях специального (коррекционного) образования.

Ибрагимова, Л. О. Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. О. Ибрагимова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 85–88. 

Представлены инновационные технологии учебно-воспитательного процесса, применяемые в Избербашской школе-интернате III – IV видов. Освещён опыт школы по организации коррекционной, спортивно-оздоровительной работы.

Исакова, Х. А. Проблемы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения [Текст] / Х. А. Исакова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 62–67.

В статье освещены трудности социальной реабилитации незрячих детей, проживающих на территории республики Дагестан, определены наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с данной категорией населения.

Ихлазов, Г. И. Профессиональная подготовка инвалидов по зрению как фактор формирования личности [Текст] / Г. И. Ихлазов // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 115–120.

Изложены условия и факторы, влияющие на получение инвалидами по зрению качественного образования и определяющие успешность их профессиональной деятельности.

Кацап, О. Ю. Реализация страноведческого компонента в обучении незрячих младших школьников английскому языку [Текст] / О. Ю. Кацап // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 2. – С. 28–31.

Статья посвящена особенностям работы со страноведческим материалом на уроках английского языка в начальных классах школы слепых. Рассматриваются вопросы содержания страноведческого компонента, его значение для развития личности незрячего младшего школьника, некоторые из используемых наглядных средств и приёмов работы.

Клопота, Е. А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушениями зрения в процессе их социализации [Текст] / Е. А. Клопота // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 35–42. 

Анализируются особенности «Я-концепции» людей, имеющих глубокие нарушения зрения. Выделяются особенности развития «Я-образа» на разных возрастных этапах. Представлены этапы психологического сопровождения незрячих и слабовидящих для адекватного формирования «Я-концепции».

Кодзасова, Е. Офтальмо-педагогический журнал в лечебно-восстановительной работе в специальном (коррекционном) учреждении IV вида [Текст] / Е. Кодзасова, Н. Рагалева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 58–65. 

Описан опыт работы одного из московских детских садов компенсирующего вида, реализующего комплекс лечебных и коррекционно-педагогических мероприятий по оказанию ранней помощи детям с  заболеваниями глаз, их подготовке к обучению в общеобразовательной школе.  

Фонд СГПИ

Комова, Н. С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС [Текст] / Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 3. – С. 19–28.

В статье представлен анализ ФГОС с точки зрения обучения детей с нарушением зрения на всех образовательных ступенях общего образования в соотношениями с основными положениями тифлопедагогики. Описаны условия, позволяющие ребёнку со зрительной депривацией осваивать основную образовательную программу. Приводится перечень средств, рекомендуемых к применению при обучении слепых и слабовидящих детей.

Коробейников, И. А. Терминологические аспекты модернизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. А. Коробейников, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – С. 3–8.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с оценкой предпосылок, условий и факторов, влияющих на динамику и характер изменений терминологического аппарата коррекционной педагогики. Рассматриваются конкретные примеры целесообразности и потребности в изменениях такого рода в современной тифлопедагогике.

новоеКрасноперова, Т. В. Современные представления о статокинетической составляющей координационной структуры двигательной деятельности лиц школьного возраста с нарушением зрения [Текст] / Т. В. Красноперова // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 3. – С. 31–33.

В исследовании представлены данные об особенностях координационной структуры двигательной деятельности лиц школьного возраста с нарушениями зрения. Дана оценка статокинетической составляющей координационной структуры двигательной деятельности для лиц с депривацией зрения.

Фонд СГПИ

Кудрина, Т. П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов [Текст] / Т. П. Кудрина // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 61–67.

Представлен комплекс диагностических проб, с помощью которых могут быть определены функциональные возможности нарушенного зрения у младенцев и детей раннего возраста. Описаны условия проведения диагностических проб и возможные поведенческие реакции детей. 

Кудрина, Т. П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца [Текст] / Т. П. Кудрина // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 53–63. 

В статье представлены результаты исследования поведения в ситуациях взаимодействия матерей и преждевременно родившихся младенцев с ретинопатией недоношенных. Представлены варианты коммуникативных действий матерей и специфика поведения с младенцами.

Кудрина, Т. П. Первые игры матери и слепого младенца [Текст] / Т. П. Кудрина, Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 8. – С. 46–49.

В статье представлены возможности использования эмоционально-насыщенных, личностно-ориентированных и эмоционально-телесных игр матери со слепым младенцем.

Куканова, Е. В. Формирование у незрячих детей пространственных представлений и навыков ориентировки в микропространстве как пропедевтика обучения письму [Текст] / Е. В. Куканова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 92–96.

В статье освещаются основные направления работы по формированию у незрячих детей пространственных представлений и навыков ориентировки в малом пространстве с целью предупреждения и преодоления характерных трудностей, возникающих у данной группы детей в процессе становления письменных навыков.

Фонд СГПИ

Любимов, А. А. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения [Текст] / А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 36–44. 

В статье описан алгоритм формирования навыка предметно-практических действий у слепых и слабовидящих детей, позволяющий педагогам, воспитателям и родителям максимально полно формировать различные навыки у детей с нарушением зрения. Представленный опыт был апробирован как в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III–IV вида, так и в процессе индивидуальной работы авторов со слепыми и слабовидящими детьми в условиях общеобразовательных учреждений.

Любимов, А. А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению [Текст] / А. А. Любимов // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 37–44. 

В статье дан ретроспективный анализ содержания обучения пространственной ориентировке инвалидов по зрению. Показано влияние определения этого понятия на содержание коррекционного курса «Пространственная ориентировка». Раскрывается эволюция выделения пространственной ориентировки в самостоятельное направление в рамках тифлопедагогики.

Любимов, А. А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» [Текст] / А. А. Любимов, В. З. Денискина // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 16–22.

Представлены этапы обучения пространственной ориентировке слепых и слабовидящих. Предложена единая терминология, используемая в рамках коррекционного курса «Пространственная ориентировка».

Магомедова, А. Н. Психологическая реабилитация слепых на различных возрастных этапах [Текст] / А. Н. Магомедова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 72–77. 

Представлены различные методы и средства психологического и медицинского воздействия, использующиеся для коррекции психического состояния инвалида по зрению, регулирования его поведения, уровня работоспособности и активности.

Магомедова, Р. М. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения [Текст] / Р. М. Магомедова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 22–26.

Представлена система коррекционной работы логопеда с детьми с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Машенцева, Т. В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей : на материале настольного тенниса [Текст] / Т. В. Машенцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 49–50. 

Одним из активных средств познания слепыми окружающего пространства являются спортивные игры. Представлены этапы знакомства слабовидящих детей с адаптированными правилами настольного тенниса.

Машенцева, Т. В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей (на материале настольного тенниса) [Текст] / Т. В. Машенцева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 65–66. 

Учитель физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III–IV видов (г. Саратов) знакомит с методикой обучения слепых и слабовидящих детей адаптированным правилам игры в настольный теннис , разработанным в их школе. 

Фонд СГПИ

Мжельская, Н. В. Некоторые особенности и результаты коррекционной работы с младшими школьниками с нарушением зрения по развитию коммуникативной компетентности [Текст] / Н. В. Мжельская // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 71–80.

В статье описан ряд особенностей развития коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением зрения, а также представлен опыт работы по развитию коммуникативной компетентности в условиях детской    театральной студии.

Мжельская, Н. В. Развитие общения младших школьников с нарушениями зрения [Текст] / Н. В. Мжельская // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 72–79.

Предлагаемый материал посвящён формированию организационно-педагогических условий развития общения у младших школьников с нарушениями зрения. Представлены особенности становления процесса общения у детей, методы и средства его формирования.

Миллер, В. Ф. Актуальные проблемы социальной адаптации инвалидов по зрению и некоторые пути их решения [Текст] / В. Ф. Миллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 56–62.

В статье анализируются проблемы социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению. Автор рассуждает о факторах, влияющих на адаптацию людей с нарушениями зрения, о роли в этом процессе крупных реабилитационных центров и школ IIIIV вида.

Мясникова, Л. В. Создание коррекционно-развивающей среды для слепого ребёнка в домашних условиях [Текст] / Л. В. Мясникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 29–32.

В статье изложены основные принципы организации коррекционно-развивающей среды в условиях семьи, имеющей ребёнка с тяжёлой зрительной патологией. Раскрыта роль коррекционно-развивающей среды в психическом развитии слепых детей раннего и дошкольного возраста, рассматриваются правила построения такой среды и организации специальных занятий.

Набатова, Е. А. Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. А. Набатова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 9–11. – (В помощь реабилитологу). 

В статье рассматриваются индивидуальные и групповые формы работы с родителями, имеющими детей с ограничениями жизнедеятельности в условиях детского сада комбинированного вида.

Назиргаджиев, Х. Н. Роль современных компьютерных технологий в процессе образования лиц с нарушением зрения [Текст] / Х. Н. Назиргаджиев // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 78–80.

Об использовании современных компьютерных технологий для успешной организации обучения лиц с нарушениями зрения.

Неуструев, В. В. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в школах III–IV видов [Текст] / В. В. Неуструев // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 23–28.

Применение компьютера и тифлотехнических средств на уроках истории и во внеклассной работе делает более современным и успешным образовательный процесс.

Николаева, К. И. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в адаптивной физической культуре детей с депривацией зрения [Текст] / К. И. Николаева, Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 1. – С. 12–14.

Описана специфика и содержание танцевальных занятий с использованием элементов спортивного рок-н-ролла в работе с детьми младшего школьного возраста с депривацией зрения. Представлены особенности организации и методики проведения танцевальных занятий с целью развития координационных способностей у детей с депривацией зрения.

Новикова, И. А. Как быть здоровым [Текст] / И. А. Новикова, Э. В. Фатеева //Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 42–46. – (В помощь реабилитологу). 

Сценарий тематического мероприятия в старшей специализированной группе для детей с нарушением зрения. 

Новикова, Н. Б. Оценка технической подготовленности лыжников-гонщиков с нарушением зрения [Текст] / Н. Б. Новикова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 4. – С. 28–29. 

В статье рассматриваются способы оценки и коррекции технической подготовленности лыжников-гонщиков с нарушением зрения, описывается результаты исследования, проведённого Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физической культуры. 

Фонд СГПИ

Нуциева, М. С. Конфликты детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / М. С. Нуциева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 13–17.

В статье описаны причины межличностных конфликтов старших дошкольников с нарушениями зрения и пути их преодоления посредством игровой деятельности.

Орехова, Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности [Текст] : использование новых технологий / Т. Орехова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 1. – С. 84–91.

В коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, применяются различные игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы детей, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс. В статье приведены примеры игровых пособий, представлены варианты тактильных игр с ними. 

Фонд СГПИ

Особова, Т. 3. Профилактика близорукости [Текст] : рекомендации для учителей специальных и общеобразовательных школ [Текст] / Т. 3. Особова, С. Г. Генкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 12–20.

В статье, адресованной широкому кругу педагогов, описываются причины и механизмы возникновения близорукости, а также комплексные меры её профилактики. Подробно обсуждается содержание лечебных и профилактических мероприятий, оптимальный режим зрительной нагрузки школьников, приводятся специальные упражнения.

Панкратенко, Г. Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения [Текст] / Г. Панкратенко, Г. Махонькова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 12–15. 

Плавание входит в систему адаптивного физического воспитания. Автор статьи раскрывает особенности начального обучения детей с проблемами зрения. 

Фонд СГПИ

Подколзина, Е. Н. Дидактические игры в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 24–32.

В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с тяжёлой патологией зрения: слабовидящими, слепыми с остаточным зрением, тотально слепыми, страдающими косоглазием и амблиопией важная роль отведена роль дидактическим играм. Обоснование этого и используемому дидактическому материалу даются в статье.

Подугольникова, Т. А. Повышение остроты зрения при амблиопии с помощью перцептивного обучения [Текст] / Т. А. Подугольникова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 31–37.

Представлены результаты лечения амблиопии средней и слабой степени у детей дошкольного возраста с помощью интерактивной компьютерной программы «Цветок».

новоеПолякова, Н. П. Изучение сформированности лингвистической компетенции у слепых подростков [Текст] / Н. П. Полякова // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 64–71.

В статье представлены экспериментальные данные, отражающие сформированность лингвистической компетенции у слепых подростков в сравнении с их зрячими сверстниками. Предлагается проект модели, обеспечивающей формирование данной компетенции в процессе изучения подростками русского языка.

Полякова, Н. П. О формировании лингвистических компетенций у подростков с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Н. П. Полякова // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 49–58.

Представлен маршрут формирования лингвистических компетенций на основе формируемых универсальных учебных действий, восполняемого чувственного опыта и развиваемого слухового восприятия.

Полякова, Н. П. Развитие речи на уроках русского языка в школах III–IV вида [Текст] / Н. П. Полякова, К. П. Гаврилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 6. – С. 25–31.

В статье рассматриваются особенности развития речи детей с нарушениями зрения на уроках русского языка в школах III–IV вида. Обсуждаются различные словесные и наглядные методы обучения, приводятся задания и упражнения с опорой на сохранную чувствительность, направленные на развитие устной и письменной речи.

Проглядова, Г. А. Пропедевтическая работа со слепыми учащимися при обучении письму шрифтом Брайля [Текст] / Г. А. Проглядова // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 71–78.

Описаны этапы подготовительной работы с детьми при овладении ими письмом по системе Брайля. Представлены сгруппированные и адаптированные для слепых учащихся упражнения, направленные на развитие умений и навыков осязания, осязательной памяти, мелкой моторики, координированной работы обеих рук, ориентировки в пространстве.

Проглядова, Г. А. Система работы по профилактике нарушений письма у слепых младших школьников [Текст] / Г. А. Проглядова, Л. П. Уфимцева, В. З. Денискина // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 71–79. 

Описана методика диагностики основополагающих умений у учащихся 1-х классов, необходимых для овладения письмом по рельефно-точечной системе. Представлены этапы коррекционной работы по профилактике трудностей в процессе обучения.

Рахимбекова, Н. А. Организация комплексного развития ребёнка с нарушением зрения в условиях комбинированного ДОУ [Текст] / Н. А. Рахимбекова // Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск) : метод. пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; [отв. ред. А. А. Коваленко]. – Томск, 2013. – С. 3–6. – (В помощь реабилитологу). 

О специфике организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.

Ремезова, Л. Дошкольник с нарушением зрения: реализация модели коррекционной направленности конструктивной деятельности в условиях специально созданного кабинета конструирования [Текст] / Л. Ремезова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 99–107.

Представлена модель кабинета конструирования как эффективного средства решения задач реабилитации дошкольников, имеющих нарушения зрения и их социальной адаптации. Особое внимание уделяется построению системы коррекционно-развивающей работы средствами конструирования. 

Фонд СГПИ

Рябов, П. В. Компьютерная грамотность как дополнительный стимул получения среднего и высшего профессионального образования детьми с нарушениями зрения [Текст] / П. В. Рябов // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 135–139. 

Статья посвящена обучению компьютерной грамотности слепых и слабовидящих учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната № 18 г. Кисловодска.

Самадова, Е. И. Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями зрения [Текст] / Е. И. Самадова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 80–84.

Описан процесс реабилитационной работы по социально-психологической адаптации слепых в условиях специальных учреждений (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов). Представлены этапы социально-психологической реабилитации детей с нарушениями зрения.

Сеидова, З. М. Игровая и изобразительная деятельность на занятиях по социально-бытовой ориентации [Текст] / З. М. Сеидова, Х. М. Талибова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 88–98.

Описана методика коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната III–IV видов.

Сиканова, Н. С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей [Текст] / Н. С. Сиканова, Л. М. Тарасенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 64–67. 

Представлены разработанные и апробированные московским детским садом компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения комплексы коррекционно-развивающих занятий, направленные на обогащение познавательной и двигательной деятельности детей.

Соколов, В. В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям [Текст] / В. В. Соколов // Дефектология. – 2013. – № 4. – С. 65–77. 

Повсеместное внедрение информационных технологий, постоянно расширяющийся спектр цифровых тифлотехнических средств требует от инвалида по зрению особой подготовки для эффективного использования этой техники. В этой связи особые требования предъявляются к методикам преподавания информатики и информационных технологий. В статье представлены методические рекомендации обучения слабовидящих практическим навыкам работы на компьютере без визуального контроля.

Соколов, В. В. Программа для старшей школы по курсу «Информатика и информационные технологии» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III и IV  видов [Текст] / В. В. Соколов // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 82–90.

Предлагаемая программа предназначена для использования в школах для детей с нарушениями зрения. Программа учитывает особенности работы незрячего пользователя на персональном компьютере и содержит разделы, посвящённые технологии невизуального доступа к информации на экране компьютера, приёмам доступа к плоскопечатной информации, а также работе с некоторыми тифлотехническими устройствами. Программа рекомендуется к использованию в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III–IV видов.

Соколов, В. В. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией [Текст] / В. В. Соколов, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 33–42. 

Представлен краткий обзор наиболее эффективных компьютеризированных средств реабилитации слепых и слабовидящих, которые могут использоваться в учебном и воспитательном процессе специальных и инклюзивных образовательных учреждений.

Соловьёва, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями зрения на этапе получения профессионального образования [Текст] / С. В. Соловьёва // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 145–150.

Рассмотрен опыт организации и содержания системы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями зрения на этапе получения профессионального образования.

Солодянкина, С. Весёлая неделька [Текст] / С. Солодянкина, Л. Шмелёва // Здоровье дошкольника 2008–2011 : сб. статей. – М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2012. – С. 41–43.

Представлен комплекс коррегирующей гимнастики для глаз, применяемый в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида с детьми с нарушениями зрения.

Фонд СГПИ

Трофимова, В. И. Логопедическое сопровождение детей с выраженными нарушениями зрения в условиях реабилитационного центра [Текст] / В. И. Трофимова, П. И. Дунехина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 6. – С. 45–51. 

В статье даны систематизированные методические указания по коррекции звуковой стороны речи у детей с выраженными нарушениями зрения, позволяющие сократить сроки коррекции звукопроизношения и повысить мотивацию незрячих детей к логопедическим занятиям.

Трунова, Г. Космические спасатели [Текст] / Г. Трунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 81–85.

Представлен сценарий занятия тифлопедагога и психолога со старшими детьми с нарушениями зрения с использованием сенсорной комнаты.

Трунова, Г. Путешествие в город Радости [Текст] / Г. Трунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 75–84.

Представлен сценарий комплексного занятия тифлопедагога и воспитателя по приобщению детей дошкольного возраста с проблемами зрения к физической культуре.

Фонд СГПИ

Тупоногов, Б. К. Контроль процессов функционирования специальных школ III и IV видов [Текст] / Б. К. Тупоногов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  – 2013. – № 6. – С. 15–22. 

В современных условиях формирования системы общего и специального образования сложились различные формы внутришкольного контроля, вобравшие в себя богатый опыт работы как общих, так и специальных школ. Апробированная на практике система контроля функционирования специальных школ описана в предлагаемой статье.

Удалова, Т. В. Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения [Текст] / Т. В. Удалова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – С. 43–49.

Статья посвящена практическому применению принципа наглядности при обучении географии слепых и слабовидящих учащихся. Подробно описаны особенности обследования предметов и ориентировки у детей с глубокими нарушениями зрения, решаемые на уроках географии педагогические задачи, классифицированы используемые на уроках наглядные пособия.

Фомина, Л. А. О страхах незрячих детей : из бесед с мамой [Текст] / Л. А. Фомина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 47–52.

В статье описана специфика страхов у детей с нарушениями зрения. В своих рекомендациях наиболее важное значение автор придаёт своевременному приучению к самостоятельности и стимуляции исследовательского поведения слепых детей с раннего возраста.

Фомичева, Л. В. К вопросу о социализации ребёнка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л. В. Фомичева // Специальное образование. – 2014. – № 2. – С. 57–64. 

Актуализируется проблема личностного развития ребёнка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Центральным вопросом работы является социализация слепого или слабовидящего ребёнка раннего возраста. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.

Шабанова, О. П. Активизация пространственного мышления слабовидящего ребёнка как основа целостного восприятия объектов изобразительной деятельности [Текст] / О. П. Шабанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 54–58.

В статье обосновывается идея повышения качества воссозданного слабовидящим ребёнком графического образа трёхмерного объекта через активизацию подструктур его пространственного мышления в процессе изобразительной деятельности.

Шведова, Н. П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся [Текст] / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 3. – С. 49–54.

Описаны этапы формирования и коррекции предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. Особое внимание уделяется приёмам, используемым на занятиях по пространственной ориентировке для усвоения представлений о типах зданий, понятии этаж, карта-обозрение и т. д.

Шведова, Н. П. Рельефная наглядность для слепых [Текст] / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 33–42.

В статье освещаются вопросы, касающиеся обучения слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста: знакомство слепого ребёнка с книгой, рассматривание рельефных изображений; отражены трудности восприятия рельефного рисунка, характерные для слепых детей. Приводится алгоритм работы в этом направлении.

Шевцов, А. В. Адаптивная восстановительная коррекция мышечной системы легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения паравертербральным тренажером и стретч-массажем [Текст] / А. В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1. – С. 29–32.

Представлена комплексная методика адаптивной восстановительной коррекции мышечной системы, применяемая в паралимпийской сборной команде России по лёгкой атлетике. 

Фонд СГПИ

Шипова, А. В. Развитие творческих возможностей школьников с нарушением зрения в Международном интеграционном лагере «Наш дом» [Текст] / А. В. Шипова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 56–59.

Представлен опыт коррекционно-воспитательной работы Международного интеграционного лагеря «Наш дом». Показана деятельность лагеря, направленная на раскрытие творческих возможностей школьников с нарушением зрения, формирование коммуникативных навыков, а также на формирование у зрячих детей положительного отношения к незрячим и слабовидящим детям.

Шипунова, О. Интегрированная образовательная деятельность [Текст] : формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / О. Шипунова, Н. Перова, Н. Бондаренко [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 70–74. 

Одной из наиболее значимых форм обучения детей является игровая деятельность. Предложены конспекты организованной интегрированной деятельности по лексическим темам «Весна», «Осень», «Зима», разработанные специалистами и применяемые в работе детских садов компенсирующего вида г. Москвы. 

Фонд СГПИ

Шипунова, О. Интегрированная образовательная деятельность [Текст] / О. Шипунова, Н. Перова, Н. Бондаренко [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 73–75. 

В статье представлен сценарий мероприятия «В гости к Осени», направленного на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 

Фонд СГПИ

Шипунова, О. Интегрированная образовательная деятельность [Текст] / О. Шипунова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 60–63. 

Сценарий занятия, направленного на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 

Фонд СГПИ

Широков, К. С. Изучение профессиональных возможностей старшеклассников с нарушениями зрения как основа профориентационной работы [Текст] / К. С. Широков // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – № 2. – С. 16–22. 

Одна из важнейших задач школы заключается в подготовке подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества. И решению этой задачи должна помочь организация системной работы в школе профориентации. Автор предлагает методики изучения возможностей старшеклассников с нарушениями зрения и результаты их применения в практике одной из школ-интернатов г. Москвы. 

Шихамирова, Б. А. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Б. А. Шихамирова, Д. З. Магомедов // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 26–31.

В статье даны рекомендации по организации работы по развитию зрительного восприятия, проведению дидактических игр и упражнений для активизации зрения детей с различными зрительными нарушениями.

Яковлев, М. Ю. Развитие личности ученика средствами творческих заданий на уроках природоведения и географии [Текст] / М. Ю. Яковлев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 33–38.  

Автор делится опытом применения на уроках ОБЖ, географии и природоведения личностно ориентированного подхода к обучению, о его преимуществах и условиях использования. Подробно излагает принципы этого подхода, приводит примеры использования творческих заданий на уроках.